Death tech: как ярославский музыкант Dima Nova сделал шаг навстречу цифровому бессмертию

Пока условному, но прогресс не стоит на месте.



Ранее ЯРНОВОСТИ обратили внимание, что у группы Cream Soda вышел новый альбом INTERNET FRIENDS, частью промокампании которого стала VR-игра в жанре tycoon, то есть экономический симулятор. До этого момента ни одна российская группа в виртуальную реальность не перемещалась.


— Игра «Cream Soda Club» создана для полного погружения в атмосферу нового альбома Cream Soda. Мы начали совместную работу над ней еще в прошлом году и для нас очень ценно, что Дима стал соавтором этого проекта. Теперь мы делимся его наследием со всеми поклонниками группы, — рассказал директор по работе с артистами «Яндекса» Рустам Киреев.

Слова про наследие хорошо вписываются в концепцию так называемого цифрового бессмертия, которое постулирует желание оставить о себе память с помощью компьютерных технологий. В первоначальном варианте цифровое бессмертие, описанное футурологами, строится на системе переноса сознания. Подобная концепция, например, описывается в романе Ричарда Моргана «Видоизмененный углерод», где герои переносят свое сознание на носители, которые потом вставляют в тела. 

Безусловно, на сегодняшний день уровень технологий не достиг такого масштаба. Первые заметные успехи в развитии death tech — именно так называется область технологий, изучающая цифровое бессмертие — стали появляться ближе к середине 2010-х годов. Тогда с разницей в несколько месяцев прозвучали новости об оцифрованной семилетней девочки из Южной Корее и чат-боте Luka, который общался от лица погибшего в аварии молодого человека. Проекты получили противоречивые оценки, но главной претензией к их исполнению стал факт, что по сути это цифровые архивы, которым лишь придали некое обличие. С такими же успехом, утверждали скептики, можно пересматривать фотографии и видео с умершим человеком, а не тратить на технологию большие деньги.

В России тема смерти, а тем более «жизни» после смерти табуирована. У этого много причин, одна из них — закон об оскорблении чувств верующих: душе положено находиться либо в раю, либо в аду, а не на цифровом носителе или в «облаке». И если серьезно утверждать, что можно сохранить сознание близкого человека в черной коробочке, то можно нарваться на санкции. Хотя стоит признать, что некоторым политикам такая инновация точно пришлась бы по душе.

Поэтому кейс Cream Soda выглядит в этом контексте уникальным: VR-игра, в которой хоть и образно, но воссоздано цифровое наследие умершего артиста, дает широкие возможности для творчества. Никто не мешает выпускать для проекта обновления, добавляя больше штрихов к цифровому портрету Дмитрия Свиргунова.

Ведь буквально у нас на глаза нейросети от глупой программы, которая путает кошек и собак, превратились в инструмент, способный генерировать изображения, писать осмысленные тексты, искать информацию, общаться и даже сопереживать. Уже сейчас можно попросить компьютерную модель представить себя тем или иным персонажем. А если собрать корпус текстов, пропустить их через нейросеть, то можно получить фактически цифровой аватар погибшего человека, который будет на основе полученной информации генерировать новые мысли и смыслы.

Музыку нейросети уже пишут, а также умеют копировать голос, чтобы потом накладывать его на «минус». Поэтому, кажется, что сейчас лучшее время для того, чтобы создать первого в мире бессмертного музыканта, который некогда был живым человеком. Сейчас, может, эта идея и звучит безумно, но с таким темпом развития технологий уже через пару лет будут появляться первые подобные проекты. 

Напомним, Дмитрий Свиргунов, выступавший под псевдонимом Dima Nova, погиб 20 марта. Он провалился под лед Волги в селе Диево-Городище. 

Автор
АДМИНИСТРАТОР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе