«Высоцкий. Высота» — не технологический эксперимент и не ностальгический трибьют.
Это попытка вернуть голос тому, кто никогда не замолкал в сердцах миллионов.
Организация мероприятия поставлена на высшем уровне: от станции «Сколково» ходит бесплатный трансфер (можно дойти и пешком), чёткая навигация внутри пространства — от продуманной и не раздражающей службы безопасности (правда, с водой не пускали, но при 6200 зрителях простим) до доброжелательных волонтёров, которые точно знали, где гардеробы, туалеты и где продают мерч. Всё работало так, чтобы не мешать главному — нашей встрече.
Джаз-оркестр Георгия Гараняна и симфонический оркестр «Глобалис» звучат с той же страстью, с какой Высоцкий пел о вере, любви и правде. А главное — на сцене действительно возникает ощущение присутствия живого человека. Не голограмма, не анимация, не воспоминание, а настоящий Владимир Семёнович — с хрипотцой, с паузой, с добротой в голосе. Иногда было такое чувство, что он вот-вот спустится по лестнице в зал… но этого не происходило, потому что он оставался слишком одиноким на громадной сцене.
Кажется, если бы живые оркестры были ближе к центральному персонажу, а у аватара был более натуралистичный задник, иллюзия присутствия стала бы полной.
Особенно помогали браслеты, которые выдали каждому зрителю: их цвет и ритмичное мигание подстраивались под характер песни — то тревожное мерцание, то тёплое свечение. Это добавляло бит, настроение, почти физическое участие — как будто весь зал дышал в унисон с Высоцким.
Но впечатление осталось сложное. Например, на песне про волков у меня навернулась слеза — это было настоящее. И потрясающе сделан переход между экраном и реальностью. Я смотрела внимательно, но даже зная, что это экран, не всегда понимала, где заканчивается шоу реальное и начинается цифровое. Свет, блёстки, горящие и парящие люстры — это прекрасно!
Но я старательно не смотрела на боковые экраны, чтобы не испортить погружение: ведь там аватары выглядят слишком графичными — лица серые, плоские, без отражений, без блеска глаз, без той жизни, что рождается в настоящем свете. Особенно резко это чувствуется в кадрах крупного плана: артикуляция отстаёт от голоса, руки невпопад бегают по ладам, а отражения под ногами исчезают — и вместе с ними теряется вера. Хотя в тех моментах, где певец показан в профиле, в контрастном свете, с резкими тенями — он невероятно похож.
Тронуло соавторство с современными артистами. Если Григорий Лепс и Сергей Безруков создали настоящий диалог через время — Лепс со своей даже опасной страстью, а Безруков нежнее, но с мощным припевом, — то их дуэты ощущались как естественное продолжение задуманной вселенной. Другие же номера выглядят как отдельные концертные вставки, не вплетённые в ткань проекта. Как будто исполнители не до конца поняли: это не «я пою Высоцкого», а «мы говорим с ним вместе».
Но даже с этими шероховатостями мы были свидетелями рождения чего-то важного. Это первый шаг к тому, чтобы Высоцкий и другие артисты прошлого снова пели для живого зала. Не как запись, не как архив, а как голос, который всё ещё говорит с нами.
И спасибо Владимиру Семёновичу — за то, что он до сих пор с нами и говорит нам из темноты «спасибо».