3 октября 2009 ● Ирина Кулик
На этой неделе в Москве начинается 3-я Международная биеннале современного искусства.
Практика биеннале современного искусства насчитывает уже более века. Самая первая и до сих пор самая авторитетная биеннале — Венецианская была основана в 1895 году. Сегодня сеть биеннале современного искусства охватила практически все континенты, кроме разве что Антарктиды. Хотя известный художник и бывший моряк Александр Пономарев уже давно обдумывает проект антарктической биеннале-экспедиции — единственной, которая могла бы проходить вне территории какого-либо государства. Формат национальных павильонов сегодня сохранился только в Венеции и кажется почти что архаикой. Ибо цель любой биеннале сегодня — именно во вступлении в глобальное арт-пространство. И любая страна, учреждающая международную биеннале современного искусства — будь то Китай или Куба, или Россия, в которой вокруг этого искусства до сих пор разыгрываются всевозможные цензурные скандалы и судебные процессы,— тем самым заявляет о том, что готова разделить прогрессивные эстетические и этические ценности и говорить на международном художественном языке.