Свёл нас с этим замечательным человеком случай. Гостим у известного художника Виктора Чижикова, подарившего миру обаятельного Мишку – символ Олимпиады-80, беседуем и среди прочих подробностей узнаём, что первооткрывателем Переславского края для столичной культурной интеллигенции, в том числе и для Чижиковых, много-много лет назад стал его приятель и коллега по творческому цеху, тоже иллюстратор детской литературы, Николай Устинов. И в этот момент, точно дожидаясь за дверью последней реплики, в дом врывается, теряя в стремительном беге калоши, шумный «дед Мороз» в тельняшке, в одной руке – мисочка с огурцами, в другой – тарелочка с пирожками. Это Устинов забежал по-соседски с угощением. Хозяин представил нас друг другу.
– Надо же, журналисты! – восторженно выдохнул Николай Александрович, искренне любуясь нами, точно был не народным художником России, чьи произведения известны во многих странах мира, а недалёким пастухом из забытой богом деревеньки, который газет не читает, а сворачивает из них «козьи ножки» с самосадом.
Вот в этой детской восторженности и бесконечном любовании миром – весь Устинов. Он с женой, скульптором Юлией Петровной, влюбились в красоты Залесья в 60-х годах прошлого века – несколько лет Юлия Устинова руководила семинарами скульпторов в Доме творчества Кардовского, что в Переславле. Тогда-то и запали им в душу эти места. С большим трудом, поскольку такого понятия, как частная собственность на недвижимость, в те годы не было, приобрели они домик в селе Троицком.
– Подъехать сюда было невозможно, вместо дороги – рытвины да колдобины, залитые водой. Несмотря на то, что автобус ходил несколько раз в день, ждать его приходилось и час, и два, а мог и вовсе не прийти: деревенские относились к такому «расписанию» с пониманием – чай, в России живём, говорили, не в Европах. Зато места здесь – божественные, просто рай на земле, – лучезарно улыбаясь, вспоминает Николай Александрович первые годы своего переславского жития-бытия.
Вот в этом раю и поселились Устиновы. В Москву выбираются только на несколько зимних месяцев, а чуть растает снег – опять в Троицкое. Приезжавшие сюда погостить столичные друзья-художники меж собой переименовали село в «Устиновку». Да и сами с удовольствием стали приобретать домики в окрестных деревеньках. Так, потихоньку, сложились творческие дачи – переславские.
А работается здесь замечательно. Иллюстрации ко многим книгам Николай Александрович Устинов создал именно в Троицком. Как происходит этот процесс, «подсмотрел» художник Виктор Чижиков: «Очень интересно наблюдать, как Коля создаёт иллюстрацию. Быстрые, мелкие движения кисти, частое слизывание акварели с кисточки, короткие мычащие звуки, срывающиеся с уст и называющиеся пением. Сначала на бумаге возникает то, что в природе появилось первым: земля, горы, море... Затем – деревья, кусты, ручейки, то есть то, что возникло позже, а потом уже люди, лошади и прочая живность. Иллюстрируя книгу, Устинов готовые рисунки пришпиливает к стенам своей рабочей комнаты, а когда стен не хватает, крепит их к потолку, постепенно замыкая себя в этакое «Устиновское пространство». Любит, чтобы вся проделанная работа была перед глазами. Любимая тема Коли – наша природа, природа средней полосы России. Сколько им исхожено дорог и лесных тропок в окрестностях Троицкого! Сколько изрисовано альбомов, тетрадок и всяческих блокнотов – не счесть!
Идёт ли он за грибами, за ягодами – альбом всегда с ним.
Один наш общий приятель, очутившись в переславских лесах, как-то шутливо проворчал, глядя вокруг себя: «Ну до чего же противно! Куда ни посмотришь, везде Устинов!»
Переславские пейзажи кисти Устинова украшают книги со стихами Фета, Есенина, Лермонтова, Некрасова... Николай Устинов – большой знаток и ценитель поэзии, может читать стихи классиков наизусть, ни разу не повторяясь, по нескольку часов.
– Я окончил институт имени Сурикова, сначала всё карикатуры рисовал, но потом жизнь показала, что юмор – не моё дело, и мой иллюстраторский интерес начал смещаться в сторону животных, природы, путешествий. С 1963 года я живу в «Мурзилке». По сути, кроме иллюстраций к детской книге, я не делал в своей жизни больше ничего, – говорит Николай Устинов.
Иллюстратор книг для детей – профессия особая. Необходимы не только фантазия, чувство текста, но и особое восприятие мира.
Николай Александрович убеждён, что детская книга – это ручная работа, требующая большой душевной самоотдачи. Сейчас же у многих в книгоиздательстве, к сожалению, преобладает коммерческий интерес.
– Настоящий художник должен прежде всего раствориться в творчестве, а потом уж думать о деньгах, – считает Устинов.
К слову, о деньгах. Такие, как Устинов, профессионалы высочайшего уровня и редкой порядочности и душевности люди, как правило, бессребреники. Да, в свои почтенные годы Николай Александрович по-прежнему востребован, на его рабочем столе всегда теснятся наброски к иллюстрациям к новым книгам. Много ли платят? За подарочное издание с иллюстрацией на каждой странице, которому художник посвятил год и восемь месяцев ежедневного кропотливого труда, его гонорар составил 32 тысячи рублей, то есть одна тысяча и шестьсот рублей «зарплаты» в месяц. От подобной арифметики становится стыдно.
В будущем году народному художнику Николаю Устинову исполнится 75. Переславский музей-заповедник предложил мэтру книжной графики организовать к его юбилею персональную выставку. Николай Александрович, не избалованный подобными предложениями (необъяснимый парадокс современной культуры, когда талантливейшие художники, создавшие имидж отечественной детской литературы во всём мире, оказываются столь обделёнными вниманием властей и общественности!), уже сейчас волнуется и хлопочет, какие рисунки включить в экспозицию.
Северный край