Явление Художника Миру. 26 ноября - 110 лет со дня рождения Юрия Ивановича Пименова

26 ноября - 110 лет со дня рождения Юрия Ивановича Пименова Юрий Иванович Пименов родился 26 ноября 1903 г. в Москве в семье юриста. В 1920–1925 гг. учился во ВХУТЕМАСе у В. А. Фаворского и С. В. Малютина. По окончании учебы в 1925 г. стал одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ). Действительный член Академии художеств СССР (1962). Умер 6 сентября 1977 г.
В ранний период Пименов испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет общий эмоционально-драматический настрой лучших его работ этих лет («Инвалиды войны», 1926, ГРМ; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927, ГТГ). Позже мастер перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип лёгкого и артистичного образа-впечатления.


А. Д. Чегодаев пишет: «Тот Пименов, которого все знают, появился в 1932–1935 годах. <…> Его творчество стало нежным и лирическим, пронизанным чистосердечным и радостным самоутверждением пейзажи и натюрморты Пименова воспринимаются неизменно как сложные бытовые жанры, где язык намеков и метафор наполняется чрезвычайно конкретным, целенаправленным и глубоко человеческим смыслом». Наверное, именно поэтому одной из самых известных работ художника стала созданная в период 1930-х гг. картина «Новая Москва» (1937, ГТГ).


Полотна Юрия Пименова сотканы из множества мазков нежнейших по оттенкам цветов, формы изображаемых им предметов весомы и материальны, контуры их определенны, хотя и смягчены тем, что мазки на грани соседних предметов слиты один с другим. Любимые сочетания блекло-голубого, лимонно-желтого, сиреневого, розового и жемчужно-серого цветов, положенных легкими мазками, придает своеобразие его работам. Все изображение воспринимается как бы сквозь влажное, прозрачное стекло, а поверхность холста – серебристой и струящейся.


Основной темой творчества мастера всегда была Москва и москвичи. С конца 1950-х гг. главный предмет наблюдения и поэтизации для Пименова – окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Таков и «Весенний пейзаж» (1948; фанера, масло), представленный в собрании Ярославского художественного музея, где в лирический образ природы художник вписал романтически увиденные московские новостройки. Работа была передана музею в 1948 г. из Живописно-скульптурного комбината Московского товарищества художников.


О сути своего творческого метода Юрий Иванович рассуждал так: «Вокруг нас много явлений и вещей якобы некрасивых, якобы лишенных поэзии. <…> Но одна из задач искусства – расширять границы поэтического Искусство должно раскрывать глаза зрителю на глубокую сущность каждого дня, осмысливать и утверждать рождающуюся красоту нового…».

источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе