Выставка шедевров живописи из собрания академии Каррара открывается в ГМИИ имени Пушкина

У каждого своё окно в Европу. Для очень многих москвичей оно располагается на Волхонке. К списку громких выставочных проектов Музея изобразительных искусств имени Пушкина сегодня прибавляется ещё один – имеющий несомненную просветительскую ценность. Выставка шедевров из собрания академии Каррара в Бергамо – это история живописи итальянского Возрождения «из первых уст» и представлена она именами первого ряда.
 Однако с творчеством этих мастеров российские зрители до сих пор знакомились лишь по репродукциям.

Последний штрих перед открытием выставки – в итальянском дворике Пушкинского музея вывешивают гигантский портрет Джулиано де Медичи кисти Сандро Боттичелли. В действительности картина совсем небольшая. Чего нельзя сказать о самой выставке. Три зала Пушкинского музея вместили целых 150 лет истории итальянского искусства. Это те самые полтора столетия, которые изменили мировую живопись. Достаточно сказать, что именно в этот период в картины была введена линейная перспектива. Всего в Москву из музея академия Каррара привезли 58 произведений. Пизанелло, Беллини, Боттичелли, Перуджино, Карпаччо, Лотто. Одно перечисление этих имен способно заставить учащенно биться сердца российских кураторов.

«Я люблю вот этого Джованни Беллини, – говорит президент ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Антонова. – Я когда первый раз побывала очень много лет тому назад в Бергамо, я просто влюбилась в эту картину. Потому что в то время так еще не изображали это единение Марии с младенцем. Они оба взволнованы, оба ждут, что что-то должно произойти».

Большая часть картин, привезенных в Москву, в свое время украшали церкви Бергамо и других итальянских городов. Некоторые из них, по словам искусствоведов, почти вплотную приближаются к русской иконописи.

И, кстати, почти все эти картины, так же, как иконы, написаны на дереве темперными красками. По музейным правилам, это делало их практически невыездными из стен музея.

«Я думаю, мы обменялись, по меньшей мере, сотней электронных писем с российской стороной, пока готовили эту выставку, – рассказывает заведующий картинной галереей Джакомо Каррара Джованни Валагусса. – Это попытка рассказать об эпохе Возрождения. Мы попытались выстроить хронологическую и географическую последовательность, чтобы рассказать российским зрителям об этом искусстве».

Но вряд ли сами итальянцы в полной мере отдают отчет, какую ценность в глазах российских музейщиков имеют картины из их собрания.

«Планка оценки итальянского искусства чрезвычайно высока, – отмечает куратор выставки Виктория Маркова. – И многие из художников, если бы они принадлежали не к итальянской школе, а к другой, они, безусловно, были бы звезды мирового уровня. В Италии свой счет. И когда в искусстве есть такие имена, как Рафаэль, как Леонардо, Микеланджело, то и счет идет как бы сверху вниз».

Пушкинский музей неоднократно предпринимал попытки получить эти работы на выставку. Но каждый раз получал отказ. Возможно, не было бы и этой выставки, если бы в 2008-м году Академия Каррара не закрылась на реконструкцию. С того времени собрание путешествует по миру. Картины уже побывали в Америке, Канаде, Австралии. Выставка в Москве – финал этого турне
видео
источник



Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо

29.04.2014 – 27.07.2014
Главное здание



В Год туризма Италии в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет уникальную по своему уровню выставку из собрания Академии Каррара в Бергамо, одного из известных и самобытных музеев Италии. Впервые в России перед публикой предстанет яркая панорама художественных достижений эпохи Возрождения. По своему уровню и полноте данная выставка превосходит все, до сих пор проводимые в нашей стране.

На выставке будет представлено 58 произведений живописи мастеров эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других мастеров, которые позволят зрителю проследить процесс развития искусства Италии в один из самых интересных и важных моментов истории. Хронологически выставка охватывает XV и XVI века, от периода становления нового искусства, основанного на принципах гуманизма, до шедевров, созданных мастерами, прославившими свое время.

Самая знаменитая из представленных на выставке картин – написанный в 1441 году "Портрет герцога Лионелло д'Эсте" Антонио Пизанелло, выдающегося живописца, рисовальщика, стоявшего у истоков европейского медальерного искусства. Насчитывается менее десяти известных в мире живописных работ художника, а в отечественных музеях они отсутствуют.

Заслуженной славой во всем мире пользуется творчество работавших во Флоренции Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино, который имел мастерскую также в родной Перудже. Экспозиця включает такие работы, как "История из жизни св. Виргинии" (1500-1510), "Портрет Джулиано Де Медичи"(1478-1480), "Благословляющий Спаситель" (1495-1500) Боттичелли; "Поклонение пастухов" (1504) Пьетро Перуджино.

С особой полнотой на выставке будет показана живопись Северной Италии, переживавшая в эпоху Возрождения бурный расцвет в разных художественных центрах этого обширного региона: в Венеции и Ферраре, Бергамо, Милане и Турине. Подлинным открытием для зрителей станет знакомство с двумя всемирно известными картинами Джованни Беллини, изображающими Мадонну с Младенцем. С именем этого великого живописца связано становление и расцвет Раннего Возрождения в Венеции. В российских собраниях произведения Джованни Беллини отсутствуют.

Особое место в экспозиции принадлежит произведениям Лоренцо Лотто, хорошо знакомого нашим зрителям по выставкам, прошедшим в последние годы в ГМИИ. Представленные четыре композиции мастера относятся ко времени его работы в Бергамо. Среди них знаменитое "Мистическое обручение св. Екатерины" (1523).

Подлинным открытием для посетителей Музея будет знакомство с произведениями миланских живописцев Винченцо Фоппы (Голгофа, 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха Мадонна делла Роза,1515), феррарского художника Козимо Туры (Мадонна с младенцем, 1460-1465)

Завершают выставку работы венецианских мастеров XVI века, которые были современниками Тициана, работали рядом с ним и нередко составляли ему достойную конкуренцию. Это группа композиций на религиозные и светские темы, а также портреты: "Мадонна с младенцем и святыми" (1510-1515) Якопо Пальмы Старшего; "Музыкант"  (ок.1520) Джованни Карьяни; "Мадонна с Младенцем и святыми" (ок.1520) Андреа Превитали; "Парные портреты Бернардо Спини и Паче Ривола Спини" (1573), "Портрет молодого венецианца" (1567), "Портрет девочки из семейства Редетти" (1570) Джованни Баттисты Морони, одного из первых великих портретистов Европы.

Кураторы выставки
Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина;
Джованни Валагусса, директор Академии Каррара. 
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе