Вверх по лестнице, идущей вниз

Современное искусство продолжает черпать свое вдохновение в давно проверенной классике

Этот факт ещё раз подтвердила молодая греческая художница Мартина Анагносту, создав свой  проект «Лествица», экспонирующийся в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре с 20 февраля.

Лестница на небеса – известный религиозный символ, присутствующий в культурном контексте разных эпох. Так, в Библии свое начало этот образ берет из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Широкую популярность приобрело также  поучительное сочинение «Лествица» («лестница» на старославянском) христианского богослова и игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника (около 579-649). Книга, написанная в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, представляет собой аскетическое руководство  духовного восхождения по ступеням нравственного совершенствования. Это одно из значимых богословских произведений аскетической литературы, состоящее из 30 бесед игумена. Символика числа бесед не случайна. Она  объясняется автором  в предисловии к  своему сочинению : «Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению». Главную идею сочинения автор раскрывает в понятии ???????, или бесстрастие, как уникальное качество, овладев которым  можно достичь заветной цели-единения с Богом. Однако для того, чтобы осуществить союз веры, надежды и любви и в конечном итоге спасения, человеку требуется большая самоотверженность и внутренняя самоотреченность.

 

Христианский идеал пути по лествице добродетелей также много раз изображался в  различных произведениях религиозного искусства  - будь то книжные миниатюры или иконы, стенопись или мозаика.Продолжая традицию, свое понимание образа лествицы, Мартина Анагносту  выразила в цикле живописных работ, созданных под впечатлением от сочинения знаменитого синайского монаха и сюжета византийской иконы XII века «Лествица райская» из монастыря Святой Екатерины в Синае. В своих арт-объектах греческая художница попыталась отразить связь данного сюжета с современными глобальными проблемами человечества.

 

На выставке представлен цикл из 30 картин. Каждое панно представляет собой часть синайской иконы, на которой наложены названия глав «Лествицы».  Мартина Анагносту  использует традиционную технику  православной иконографии, напоминающую одновременно  народный  лубок в немного преобразованной форме.Примечательно, что  число самих работ столько же, сколько и глав в произведении знаменитого синайского монаха. И если сложить все картины  вместе, то в уме разворачивается цельный образ знаменитой  книги. Кроме того, в экспозицию вошли несколько видеоинсталляций, показывающих людей на эскалаторе метро, которые спускаются и поднимаются на нем под пронзительную песню в исполнении Генриэтты Шенк.

Не трудно догадаться, что в своих объектах Мартина Анагносту интерпретирует московское метро и московские эскалаторы как образ лестницы из одного мира в другой, по которой двигаются ангелы и демоны, грешники и праведники. Лестница-эскалатор , подымающаяся в горние выси, понимается автором как символ вечного выбора между добром и злом, между адом и  раем и в тоже время как столкновение внутреннего мира современного человека с миром массовой культуры. «Московское метро и русская поп-культура стали для меня символами глобального явления», – рассказывает греческая художница, –  «ежедневные поездки в московском метро – очень сильный эмоциональный опыт. Особенно поражает то выражение апатии и одновременно предельной решимости, с которым люди едут по делам. Не обращая внимания на поляризующийся мир вокруг них и жадно бросаясь на любые рекламные приманки, мужчины и женщины, зачарованные поп-культурой и гипнотическим гулом ультра-материалистического существования, спускаются вниз, к упадку. Решительно и агрессивно движутся они, как мне это видится, в направлении окончательного самоуничтожения, полностью осознавая это и в то же время не переживая об этом, пребывая в состоянии апатии». Отреченность, попытка человека абстрагироваться от окружающей его реальности, от жизни кипящего вокруг него мегаполиса воспринимается художницей в качестве синонима деградации человеческого духа. Эта выставка – красноречивое социальное высказывание, своеобразный комментарий к состоянию современного общества, которое, с одной стороны, стремится к познанию мира и активному участию в нем, с другой же стороны, бездумно погружается в его круговорот .

Это уже не первый проект, в котором Мартина Анагносту  разрабатывает тему глобальных проблем современности. Московскому зрителю известны и ее более ранние работы, затрагивающие данную тематику. Так в прошлом году художница принимала участие в выставке «Искусство против СПИДа» , направленной на привлечение общественного внимания к этой проблеме и против дискриминации людей, живущих с ВИЧ. В том же году была открыта коллективная выставка «Аварийный Люк 7», где Анагносту с шестью другими молодыми художницами делала попытку отразить результаты экономического спада при помощи возврата к традиционному языку визуального искусства – картин и скульптур.А в 2008 г. художница стала участником сразу двух акций, проходивших в рамках первой Московской международной бьеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» – в молодежной программе «КОНТЕКСТ».   Автор выступила с серией сольных мультимедийных объектов под тем же, что и на выставке «Лествица» названием «Apatheia» – видео с, видимо, очень полюбившимися ей бесконечно движущимся эскалатором людей в метро и неподвижной проекцией с изображением инвалида. А в рамках акции «Лицо города» была представлена работа, изображающая на стене дома фигуры  черномазых чертей с крыльями , топящих в луже ангела, и лестницу, протянувшуюся из одного мира в другой.  На  лестнице  нарисован человек без ног, неспособный ни подняться вверх, ни спуститься вниз, как символ тонкой грани между добром и злом в душе каждого жителя мегаполиса.

И вроде бы идея, продуманная  художницей в течение нескольких лет, актуальна и достойна внимания. Да вот только как и на прошлых выставках, так и на этой  проводимые художницей параллели не кажутся убедительными: Мартина Анагносту просто  эксплуатирует  однажды найденные эффектные образы. Более того,  художница накладывает известное произведение знаменитого богослова  на  свои работы искусственно, не проникнув в существо его сложной философии. Для автора «Лествицы» бесстрастие или ??????? является как раз именно  методом борьбы с мирской суетой. И если для художницы апатия несет в себе негативную оценку, и воспринимается как бесчувствие, равнодушие, то для Иоанна Синайского – это способность человека к душевной невозмутимости. И если применить философский подход Иоанна Лествичника то,  на наш взгляд, отстраненность современного человека – это вовсе не  чёрствость, а состояние эмоциональной изоляции, которая  необходима каждому человеку, чтобы сохранить не только ясность и цельность сознания, но и способность чувствовать.

Религо.РУ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе