«Всю жизнь он штудировал сущность пейзажа…» К 190-летию М. Клодта

…он участвовал в первом товариществе передвижников, войдя в правление, и, хоть в дальнейшем, пути Михаила Клодта разошлись с товариществом, оно сыграло значительную роль в его жизни.

Жизнь живописца редко получается сплошным парением: реальность против.


Природа – разнообразный её космос: от нормандских видов, до изображения русской пахоты была основным персонажем картин Клодта: и то, как он передавал жизнь дерева («Вид в Нормандии»), заставляло думать об особом чувствовании им внутреннего содержания природных пластов.

Швейцарские виды не вдохновляют – в творчестве художника намечается спад, вероятно – нужна Россия.

«Русская деревня» предстаёт такой, как знаем её по классической литературе: и теперь едва ли увидим: избы, окраина; но небесные струения, льющиеся в одноимённой картине, не оставляют места безнадёжности.

А вот «Крестьянка у сломанной телеги со льном» — и здесь колорит сгущён до ощутимой тяжести…

…в 1873 году М. Клодт был зачислен в Академии на профессорский оклад: что значительно улучшило его финансовое положение, поскольку раньше он был внештатным преподавателем без содержания; он – вместе с А. Боголюбовым и С. Воробьёвым – создаёт класс пейзажной живописи.

Из-за конфликта с Куинджи Клодт покидает товарищество передвижников…

Всю жизнь он словно штудировал сущность пейзажа, стремясь прикоснуться – насколько возможно – к душе изображаемого…

Иногда задумчив, иногда величествен, порой трагичен пейзажный мир, развёрнутый живописцем в реальность…

Последние годы его омрачает психическое расстройство.

О них – последних – мало что известно; но лучшее из сделанного Клодтом сияет и сейчас, радуя и печаля.

Автор
Александр БАЛТИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе