8 сентября 2010 ● Сергей ХАЧАТУРОВ
Два новых музея современного искусства восполняют лакуны артжизни Санкт-Петербурга
Творческие биографии двух новорожденных музеев современного искусства в городе на Неве, Нового музея и «Эрарты», начинаются почти одновременно, с июня нынешнего года. Оба музея расположены в несуетном и созерцательном месте -- на Васильевском острове. Остров давно уже прошел обряд артистической инициации благодаря присутствию на нем институции с великой биографией -- Санкт-Петербургской академии художеств. И Новый музей, и «Эрарта» появились по воле частных меценатов. У обоих интересные фонды, амбициозные планы, шанс достойно выполнить просветительскую миссию в отношении истории искусства новейшего времени. Схожи и их проблемы.
Сперва о хорошем. Оба музея, по сути, восполняют пробелы в полноценной и сложной картине художественного процесса второй половины прошлого -- первого десятилетия нынешнего века. Пойдем в Русский музей. Что после авангарда и Дейнеки в постоянной экспозиции увидим? Немного. В Мраморном дворце угнездился филиал ГРМ. Там экспозиция «Музей Людвига»: чуть-чуть сливок мирового модернизма второй половины XX столетия. И все. Где посмотреть хотя бы краткую историю неофициального искусства 1960--1980-х годов? Где узнать о тенденциях российского искусства 1990--2000-х? Теперь есть Новый музей. В нем эти периоды можно увидеть стереоскопическим зрением: рельефно, фактурно, четко, в правильном фокусе.