В Ярославской области открылась персональная выставка Ильи Комова

В художественной галерее имени Н.А. Некрасова в Вятском открылась масштабная экспозиция живописи члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова.

Это первая персональная выставка произведений именитого художника в Ярославской области.



От корней

Растет дерево... И не может без них ни цвести, ни плодоносить. Художник тоже растет от корней: от сильных впечатлений, пережитых в детстве в семейном кругу, от начальных представлений о прекрасном, от первого прикосновения к духовным основам искусства. Творческий путь Ильи Комова подобен такому дереву. Отец его – скульптор, народный художник СССР Олег Комов, мама – архитектор. Кстати, они оба работали над созданием памятника Ярославу Мудрому в областном центре.

Супруга Ильи – художница Ольга Мотовилова-Комова – тоже продолжательница творческой династии. Ее дед – скульптор Георгий Мотовилов – автор многих известных произведений, в том числе ярославского памятника Николаю Некрасову.

Мария Комова, дочь Ильи и Ольги, – художница, работающая в разных видах искусства: живописи, скульптуре, дизайне стекла, анимации. С 2021 года она директор Фонда Георгия Мотовилова и Олега Комова.

Илья Комов – художник академической школы, окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова, что во многом обеспечивает его творческую свободу. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, действительный член РАХ Александр Якимович в статье «Созерцательный, беспокойный, простой и трудный. Живописец Илья Комов» отмечает: «Илья пишет настоящую живопись, живопись прямого действия, он не маскируется умными сюжетами или аллегориями, или игрой в жанры, или другими хитростями нашего времени, когда уже и постмодернизм представляется недостаточно хитроумным. У Комова дом и дерево – это дом и дерево, цветок есть цветок, лицо есть лицо. Ни выверта, ни ужимки. Цитаты отсутствуют, глубокомысленных аллюзий мы там не найдем. Пишет то, что видит – в Петербурге и в Южной Франции, в Переславле, на берегах Плещеева озера, в Париже, в Индии, и опять в Питере и Москве. Он пишет виды городов и пригородов, речные берега, горные дали, и вообще то, что можно видеть глазом, а не придумывать головой».

Сам Илья Олегович обозначает свои творческие корни так:

– Конечно, я очень люблю французскую живопись начала XX века, работы фовистов, художников русской эмиграции. Но основа всего для меня – это древнерусская монументальная живопись: например, творчество Дионисия и Гурия Никитина. Мне часто говорят, что я прирожденный монументалист и мне надо расписывать стены, но как-то не сложилось.

О взаимоотношениях искусства Ильи Комова с русской традицией говорит протоиерей РПЦ, член Патриаршего совета по культуре, постоянный член Высшего церковного совета, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ Леонид Калинин:

 – Поскольку человек – практикующий христианин, это, естественно, налагает отпечаток на его творчество. Поэтому все образцы древнерусской живописи, которые Илья Олегович знает и любит, естественно, являются источниками вдохновения для него как автора живописных полотен. Его ощущение близко к тем, которые мы могли видеть, например, в начале XX века, когда развивались различные направления русского искусства, в том числе русский авангард. Его представители также искали опору именно в древнерусской живописи, которая в то время только начинала раскрываться. Например, мы помним, что даже многие участники иконописных артелей в то время становились всемирно известными художниками. Такие, например, как Петров-Водкин, Лентулов и прочие. В этом плане творчество Ильи Комова близко к тем поискам, которые были когда-то так трагически прерваны революциями и последующими годами гонений на свободное искусство. В его работах много искренности, воздуха, удивительно красивые цветовые сочетания. Это непосредственность, которую можно сравнить и с древним искусством, и с искусством детским, когда непосредственное восприятие автора передается зрителю и радует глаз, создает какое-то удивительно светлое ощущение…



Ментальная родина

Несмотря на то, что супруги Комовы – коренные москвичи, они ощущают глубокую внутреннюю связь с Ярославской землей.
– Я не урбанист, – говорит Илья Комов. – Не выношу асфальт, бетон, все фальшивое и неживое. Мне ближе земля и простые люди. Даже во Франции, где мы подолгу работаем, наше место – не Париж, а Восточные Пиренеи, где глубоко в горах затеряны древние города и монастыри, кругом дикая природа: олени, зайцы, кабаны, живущие вместе с человеком. И люди там более открытые, без лукавства, совсем как у нас. Я очень люблю Москву моего детства, но ее больше нет. А нынешние бетонные джунгли я воспринимаю как враждебную среду. В Ярославской области мы находим именно те корни, которые взрастили нас в детстве. С начала 80-х мы жили в Переславле. В то время он был местом притяжения живописцев, ставивших во главу угла цвет и форму. Все они сейчас являются классиками русского искусства. Возможность день за днем жить и работать плечом к плечу с действующими мастерами оказалась для нас важнее обучения в вузе… В 1979 году я впервые побывал в Тутаеве (Романове-Борисоглебске) – и мечта поселиться в этом удивительном месте не оставляла меня вплоть до 2004 года, когда мы приобрели дом, в котором теперь и проживаем. В Романове ощущение родного дома потрясающее. Здесь похоронен наш любимый старец архимандрит Павел Груздев, сыгравший определяющую роль в нашей жизни. Жители города для нас не просто земляки, а уже стали как родственники. Несмотря на потери, здесь все пропитано стариной, всем, что дорого сердцу. Город необычайно красив: здесь Волга, рельеф, дающий динамичную игру пространства, уникальная игра света и цвета – все, что нужно для моего художественного языка. Этот кладезь неисчерпаем, и раз за разом я нахожу все новые сюжеты и композиционные решения.

- Илья Комов – художник с собственными языком и стилем, ни на кого не похожий, – отмечает художник-галерист, создатель тутаевского Дома творчества «Романово на Волге» Лилия Славинская. – Его пейзажи отличаются крупными формами, локальными цветами и отсутствием деталировки. Если Илья пишет портрет, то очень точно и выразительно передает характер человека. При этом какой-то цвет, тон, деталь задают всю композицию картины. Иначе говоря, Илья создает свои произведения языком современного искусства, что несколько непривычно для неподготовленного зрителя. Однако сейчас в Тутаев приезжают немало людей, которым такой язык понятен и близок. Для нашего города ценно то, что здесь живет и работает такой замечательный живописец.

У супругов Комовых и Лилии Славинской есть желание создать в левобережном Тутаеве картинную галерею. Если его удастся реализовать, в городе появится еще один «островок искусства».



Отношения в красках

За 35 лет творческой деятельности у Ильи Комова состоялось много персональных выставок на самых известных площадках в России и за рубежом. Теперь его работы можно увидеть и у нас.

– Возможность выставиться в Вятском мне очень нравится, – говорит Илья Олегович. –  Здорово, что это село со вкусом восстановили: здесь одновременно есть и близость к земле, которая для меня так важна, и элементы цивилизации. Дополнительным стимулом для меня стало и то, что в конце прошлого года здесь с успехом прошла выставка Ольги. Большое спасибо директору галереи Александру Шилову за приглашение и прекрасную организацию обеих выставок.

Экспозиция Ильи Комова «Отношения» объединяет около 60 произведений в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта, написанных в основном в Ярославской области.

– Искусство вообще – это история отношений, – поясняет автор интригующее название выставки. – Между формой и цветом, между цветом теплым и холодным и так далее. В живописи главное – правильно определить, кто кого ярче, теплее или холоднее, темнее или светлее. Это можно было бы назвать контрастом, но мне ближе слово «отношения». Они значимы везде: важны мое отношение к пейзажным мотивам, которые я изображаю, мои отношения с людьми, которых я пишу. Даже при создании экспозиции картины тоже нужно располагать так, чтобы они друг с другом «разговаривали». Особенно если это портреты. То есть понятие «отношения» многослойно.

Примечательно, что искусство Ильи Комова-портретиста особо отмечают не только искусствоведы. Впечатлениями делится ректор театрального института имени Щукина, народный артист РФ Евгений Князев:

– Когда я увидел первый набросок Ильи к моему портрету в спектакле «Пиковая дама» (в театре имени Е. Вахтангова – прим. автора), подумал: «Неужели это я?» А через некоторое время смотрю и ловлю себя на мысли: «Так это же действительно Германн из «Пиковой дамы». Как Илья умудрился так его ухватить?» И позже, когда у нас вышел спектакль «Евгений Онегин» и Илья написал портреты практически всех персонажей, я был удивлен тем, как точно он сумел уловить характер каждого из них. Я недавно записывал биографию Марка Шагала на радио и подумал: вот он, как Марк Шагал – такой большой, своеобразный художник, со своим взглядом, со своими красками. И мне хотелось бы, чтобы творчество его не иссякало. Чтобы буйство красок у него продолжало существовать, но чтобы за этими красками он видел личности персонажей или личности людей, которых он пишет.

Экспозиция Ильи Комова в Вятском – это не только срез творчества художника в XXI веке, но и многообразная квинтэссенция восприятия им жизни.

- Господь нам дал жизнь, в которой ничего некрасивого нет, – говорит Илья Комов. – А еще нам даны замечательные материалы: холст, краски. И мне хочется использовать их в полную силу, чтобы выразить всю полноту жизни, которая меня вот так цепляет…


Автор
Лиана Гаврилова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе