«У лени шедевров нет» – таков девиз...

Художнику удалось выдержать первые искушения, которые могли погубить творчество

С художником Владимиром Барсуковым мы познакомились случайно. Приехали в Данилов писать статью о директоре картинной галереи Людмиле Головкиной (статья «Проводник прекрасного» в номере от 18 мая), она и обмолвилась, что у них при Доме художественного творчества (таков официальный статус галереи) есть мастерские. Сейчас там хозяйничает художник Владимир Барсуков. Поинтересовались, можно ли с ним познакомиться, взглянуть на его работы? Почему бы и нет? И уже через четверть часа Владимир гостеприимно распахнул перед нами дверь своей мастерской.

Вхожу и упираюсь взглядом в самодельный плакат «Десять наставлений Сальвадора Дали». Это мои ученики постарались, поясняет Владимир. Пробегаю глазами по строчкам: «Не бойся совершенства, тебе его никогда не достичь… Не теряй глаз, руку и тем более голову. Если станешь художником, они тебе пригодятся… Художник, лучше быть богатым, чем бедным. Рисуй так, чтобы из-под кисти рождались золото и драгоценные камни…»


– Вы согласны со всеми этими постулатами? – провоцирую я.

– Мне больше всех по душе выражение «у лени шедевров нет». Об этом я постоянно напоминаю и ученикам, и самому себе, – парирует Владимир.

У Барсукова, несмотря на его молодость, есть ученики самого разного возраста. Детвора перешла сюда, в мастерские на улице Володарского, вслед за своим любимым учителем из Школы искусств, в которой он одно время преподавал. Вскоре сюда протоптали дорожку и взрослые жители Данилова. Владимир не ставит перед собой глобальной цели – из каждого вырастить художника, он лишь помогает всем желающим оценить собственные возможности, увидеть красоту и постараться самим воплотить увиденное на бумаге.

Интересуюсь, часто ли моему новому знакомому удаётся следовать полюбившейся ему аксиоме? Володя признался, что раньше ленился куда больше, а теперь нередко празднует соб­ственную, никому не заметную со стороны победу над ленью-матушкой. Рассказал недавний случай: наметил воскресным утром сходить на этюд. А погода, точно специально, не задалась: дождь, ветер, слякоть, промозгло… Казалось бы, с кем ты договаривался? Сам с собой. Ну и отложи написание этюда до более благоприятного часа. Но пасовать перед непогодой Барсукову показалось стыдным: в результате пошёл, как запланировал, и написал этюд, чуть ли не втирая краску в холст руками (из-за дождя она не смешивалась на палитре). Такая житейская зарисовка, рассказанная почти незнакомому человеку запросто и чуть смущённо, на самом деле говорит очень о многом: о настойчивости в поиске собственного пути, о целеустремлённости, об искренности и желании состояться в выбранной профессии даже в том случае, если из-под кисти, по наставлениям Дали, не будут сыпаться золото и драгоценности.

Владимир Барсуков родился в селе Середа Даниловского района. Азы профессии постигал в Ярославском художественном училище, которое, к сожалению, не успел закончить: подвернулась интересная, но требующая очень значительного времени реставрационная работа в Борисоглебском монастыре. И служба в армии выпала у Барсукова «по профессии» – в Москве в Доме офицеров у него была своя мастерская.

– Полтора года писал портреты генералов, их жён да детей, вот и вся служба, – вспоминает солдатские будни мой собеседник.

Вот тогда-то и начались искушения лёгкостью воплощения замысла, которая зачастую граничит с душевной холодностью. Соблазн предпочесть наработанное ремесло подлинному творчеству, столь известный всем художникам. Владимир говорит, что безмятежно брался тогда за любые заказы: три берёзки, значит, три берёзки, портрет с фотографии – тоже нет проблем…

– А в один прекрасный момент понял, что меня куда-то не туда заносит. Сижу на занятиях в училище, пишу поставленный натюрморт, а рука, точно сама по себе, что-то пишет на холсте и чуть ли не пресловутые берёзки прорисовываются… Вот тогда-то и стало страшно за себя, понял, что надо остановиться, – откровенно говорит Владимир.

Рассматриваю холсты в мастерской, на них в основном «мужики» – так в одно слово охарактеризовал своих персонажей сам художник: палач в красном колпаке, какой-то вдохновенный старец с циркулем в руках… Нет ни глянца, ни коммерческого налёта. Значит, удалось остановиться на опасном краю, найти себя?

– Только ищу пока, – во всём, что касается живописи, молодой человек предельно серьёзен и самокритичен.

Сейчас Владимир Барсуков работает над огромным сюжетным полотном, заказанным местным краеведческим музеем. На холсте – фрагмент битвы даниловского ополчения под руководством Фёдора Шереметева с польским отрядом пана Лисовского. Состоялось это историческое событие в 1607 году, битва проходила за рекой Пелендой, вправо от дороги, ведущей на Тутаев. И хоть поляки в том кровопролитном сражении были разбиты, слишком много здесь полегло и русских воинов. С тех пор это место называется Повалишкой.

Презентация картины состоится осенью этого года, к ней же приурочена и первая персональная выставка художника Владимира Барсукова, которая пройдёт в Даниловской картинной галерее. К гипотетически критичной оценке своего творчества (поскольку завсегдатаи здешних вернисажей предпочитают реалистические берёзки, их оценку предугадать нетрудно) Барсуков относится философски. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок… А вот то, что режиссёр-мультипликатор Александр Петров, приезжавший в Данилов на открытие своей выставки, заглянув в мастерскую к Барсукову, оценил его как хорошего рисовальщика, это действительно дорогого стоит. Этой оценки и мы будем придерживаться.

 

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе