Третьяковская галерея открывает историю «Руси уходящей»

23 ноября в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка «Павел Корин. Реквием». Это крупный и сложный проект, на реализацию которого у музея ушло почти 5 лет, посвящен незавершенной картине художника «Реквием. Русь уходящая». Официальное признание Павел Дмитриевич Корин получил благодаря созданию монументальных работ – мозаик станций метро «Комсомольская», «Смоленская», витражей на «Новослободской». Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием», он писал ее почти 30 лет.
Замысел полотна возник у Корина в 1925 году под впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном. В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов (изображенных на них людей – 31 человек), эскизов-вариантов композиции, интерьеров Успенского собора Московского Кремля.

Загрунтованный холст (без единого шва – 551x941 см) на протяжении нескольких десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника.


- Мы решили не касаться духовной жизни этих персонажей, - сказала корреспонденту «Вечерней Москвы» куратор выставки Наталья Александрова, - а обратились к ним как к реальным людям. Но увы, ответить на многие вопросы так и не смогли. Например, мы не знаем точной даты окончания каждого из портретов. Нам неизвестно, отчего Корин подписывал некоторые портреты с ятью и фитой. И еще – будущий патриарх Пимен (он изображен Кориным на двойном портрете) должен быть двадцатилетним, а художник изобразил его в более зрелом возрасте.

Вызывает много вопросов и вторая фигура, которая находится рядом с Пименом. Она как бы составляет его фон. Так вот, про вторую фигуру сам Корин на подрамнике написал «Антонин» и рядом «Антоний». Мы предположили, что это Антоний Грановский – alter ego Пимена. Книжный ученый, но вместе с тем и бунтарь, отстраненный патриархом Тихоном за то, что ратовал вести богослужение на литературном русском языке.

Изображенные Кориным люди, можно условно поделить на три группы, продолжила Наталья Александровна. - Первая – иерархи и друзья. Вторая – группа тайной монашеской общины, которая складывалась уже в советское время. Ее деятельность связывалась с Высоко-Петровским монастырем, после его закрытия они перешли в храм Сергия-Радонежского на Большой Дмитровке, затем в церковь Рождества Богородицы в Путинках. А потом стали священомучениками и преподобными. Главная фигура - отец Федор Богоявленский. Он самый молодой из изображенных на портретах художником. Родился в дворянской семье в Тегеране. Принял иноческий постриг в 20-е годы, его неоднократно ссылали, место гибели неизвестно. Мы лишь нашли, что отец Федор Богоявленский умер от тяжелой болезни в Великую Отечественную войну в эвакуации.

И третья малочисленная группа. Те, кто не был канонизирован русской православной церковью. Кто исчез бесследно, став фигурами умолчания. Это женские образы, созданные Павлом Кориным. Главная фигура не вошла в число этих портретов. И не могла – потому что это была великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница и организатор Марфо-Мариинской обители. Но ее образ связывает незримыми нитями многих персонажей этого портретного цикла. Схиигуменья Фамарь - Тамара Марджанова, аристократка, грузинская княгиня, ближайшая подруга великой княгини. Ее Серафимо-Знаменский скит был разорен, Тамару Александровну сослали на дальний север, потом в Алатырь. Благодаря стараниям родного брата Константина Марджанова, она доживала свои дни недалеко от станции Пионерская. Портрет был написан незадолго до ее кончины. Рядом натурный портрет духовной дочери схиигуменьи Фамари - Татьяны Николаевны Протасьевой. Большого советского ученого и тайной монахини. Кроткая, незаметная женщина – так говорили те, кто знал Татьяну Николаевну. Рядом неизвестные схимницы. Исследовательница Анна Сергеева утверждает, что это ее тети из Вознесенского кремлевского монастыря, завершившие свои дни в Дмитрове.

И самый знаковый и яркий портрет – «Трое» - тут можно говорить о трех возрастах, о трех типах веры. Известна лишь левая модель – Софья Голицына, княгиня. Дожила до глубокой старости в Москве. Монахиней не была. Мужа репрессировали, воспитывала одна много детей. Но не эмигрировала. Прошла все круги испытаний, выпавших на долю дворянства. На переднем плане картины - Мария Елагина. И некая старуха.
- Причина, по которой не было написано это полотно – постоянная тема искусствоведческих дискуссий: не смог, не хватило дарования, не дали, задушили, - поделилась с корреспондентом «Вечерней Москвы» куратор выставки Вера Головина, - я думаю это не совсем так. Просто время большой исторической картины ушло, время боярынь морозовых безвозвратно закончилось. Написать просто портреты – Корину было недостаточно, он желал запечатлеть потрясение своей страны… Но он сделал лучше – оставил нам портреты и этот белый холст – через который все эти люди как бы прошли, прошла история нашей страны…

Выставка открыта по 30 марта 2014 года.
 источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе