Судьба иронии

"Ирония как ландшафт" в Центре братьев Люмьер.
В Центре фотографии им. братьев Люмьер при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина проходит выставка трех недавних выпускников ИПСИ "Ирония как ландшафт". Рассказывает АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА.

Американский художественный критик Розалинд Краусс в одном из посвященных фотографии эссе описывала передачу "По минуте на образ": по просьбе режиссера Аньес Варда самые разные люди, от пекарей до писателей и политиков, в течение минуты рассуждали об одном из знаменитых изображений из истории фотографии. Краусс отмечала, что почти все размышления сводились к описанию сюжета и зачастую попыткам догадаться, что же происходило в момент съемки. В противовес такому подходу американский критик предлагала видеть в фотографии бесконечно воспроизводимый образ и рассматривать методы его создания. Для всех участников выставки в Центре фотографии им. братьев Люмьер таким методом становится ироничное использование трюков медийной индустрии.

В работе калининградского фотографа Александра Любина живые деревья выглядывают из-за нарисованных на стене зеленых листьев, так, что на первый взгляд кажется, что настоящие растения отражаются в зеркале, повешенном на дереве. На другой фотографии из этой же серии машина с надписью "media" будто бы стремится укатиться в раздвоенную гору-баннер. Грань между реальностью и иллюзией в этих ситуациях настолько тонкая, что окончательно стирается на фотографии. Изображения, подпираемые корягами, похожи на городские фальшфасады, готовые в любой момент обрушиться. В другой работе Любина — фотографии дыры в железном заборе с торчащей в ней веточкой: эффект достигается за счет того, что изображение напечатано на материале, используемом для рекламных растяжек, а фактура железного листа забора издалека напоминает складки ткани.

Мигающие знаки, вырванные из привычного для них городского контекста и поставленные на фон из типичных загородных пейзажей Антоном Забродиным, теряют свой смысл и превращаются в бессмысленные яркие пятна, заставляющие зрителя внимательнее всмотреться в ландшафты. За счет неожиданных ярких деталей скользящий взгляд становится невозможен, фотографии Забродина принуждают присмотреться к ним. Так перемигивание рекламных огоньков в городской витрине заставляет случайного прохожего приглядеться к товарам.

Олег Бородин, известный публике милыми коллажами, всплывающими то в книжных магазинах, то в лентах социальных сетей, наносит изображения немного наивных идиллических загородных пейзажей на фотографии домов из спальных районов. Объединение фотографического следа реальности и того, чего никогда не было, ставит вопрос о возможности доверия к изображению. Облака над входной дверью подъезда и морской пейзаж на теплостанции кажутся фиксацией воплотившихся фантазий излишне романтичного работника ЖКХ, настолько реалистично они выглядят. Схожим образом след действительности подстраивается под политические отношения, когда одним взмахом кисти фотошопа с руки исчезают часы.

Ирония, вынесенная в название, проявляется не только в использовании определенных средств и методов, но и в выборе "ландшафта" как основного предмета. Всевозможные виды заполняют социальные сети при любых капризах погоды наравне с селфи и портретами домашних животных, так ландшафтная фотография становится одним из самых популярных жанров, а каждый обладатель телефона с камерой — пейзажным фотографом. В этой ситуации разговор о ландшафте оказывается немного на грани китча, Антон Забродин усиливает этот эффект, используя крикливые, яркие знаки.

Ирония также предполагает конфликт между реальным и видимым, лучше всего он проявлен в работах Александра Любина. За счет того, что его фотографии сделаны без особых манипуляций, несоответствие между блестящими фасадами и тем, что скрывается за ними, заметно особенно сильно. Сатирический прием, как в хорошей карикатуре, становится способом описания повседневных противоречий.
Автор
АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе