След русского авангарда

Этой осенью вклад России в культурную жизнь Венеции не исчерпывался национальным павильоном на 13-й биеннале архитектуры. В городе были показаны две выставки, организованные университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова: «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа» и «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова».
Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова давно и плодотворно сотрудничает с университетом Ка' Фоскари, в частности, российский и итальянский вузы «обменялись» постоянно действующими представительствами в Венеции и Москве. Устроителями двух выставок, о которых здесь идет речь, выступили кафедра истории искусства и управление по международной деятельности Строгановки под руководством Кирилла Гаврилина и Центр изучения культуры и искусства России (CSAR) Ка' Фоскари во главе с Сильвией Бурини. На суд публики были представлены два извода отечественного авангарда – фотографии Александра Родченко периода 1920-х – 1930-х годов и работы «живых классиков» Франсиско Инфантэ и Нонны Горюновой.
Экспозиция «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа» в бывших соляных складах на набережной Цаттере была подготовлена кураторами Александром Лаврентьевым (МГХПА), внуком героя выставки, Сильвией Бурини (CSAR) и Гвидо Черере (Венецианская Академия художеств). Она сочетает обзор фотографического наследия Родченко с оригинальным ракурсом его преподавательской роли. Вместо работ его учеников из ВХУТЕМАСа показаны фотографии, сделанные нынешними студентами МГХПА и итальянской Академии художеств. При этом они вдохновлялись творчеством мастера, ставшего таким образом их «профессором» почти сто лет спустя.

Нельзя не отметить просветительский аспект самой выставки: большинство из отобранных кураторами фотографий Родченко (значительная часть из более 100 отпечатков сделана им самим) относятся к его самым известным работам, то есть рассчитаны в первую очередь на зрителя, мало или совсем не знакомого с наследием мастера русского авангарда.


Такой широкий подход полностью оправдал себя: за месяц работы выставки ее посетили 12 000 человек, что стало несомненным успехом в условиях конкуренции за посетителей как с великолепными памятниками и музеями Венеции, так и с архитектурной биеннале. Также событие вызвало немалый интерес центральных итальянских газет и телевидения.


Отдельного упоминания заслуживает элегантный дизайн экспозиции, сглаживающий определенное неудобство длинного и узкого выставочного зала.
«Артефакты» Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой, напротив, размещены в идеальном помещении: это монастырь Сан-Себастьяно, ныне ставший одним из кампусов университета Ка' Фоскари. Превращенная в зал галерея клуатра сохранила свойственную традиционной религиозной архитектуре метафизическую составляющую, которая вторит работам Инфантэ и Горюновой.


Кураторы Кирилл Гаврилин (МГХПА) и Маттео Бертеле (CSAR) подготовили к выставке каталог, где, наряду с другими авторами, описали путь художников от студенческих дней в Строгановке через освоение отечественного и мирового культурного наследия к кристаллизации собственной творческой линии. И линия эта, неразрывно связанная с взаимодействием с природой как отражением Абсолюта в материальном мире, сохраняет свою актуальность уже многие десятилетия.


Также выставка вписывается в начатую три года назад Строгановкой программу мастер-классов, лекций и выставок, посвященных новейшим тенденциям в отечественном искусстве. Организовать ее вузу помогло то, что многие гуру современного российского искусства — его выпускники: наряду с Инфантэ и Горюновой, это Дмитрий Пригов, Комар и Меламид, Леонид Соков, Борис Орлов и многие другие. После преодоления характерной для отечественного образования консервативности выход на международный уровень сотрудничества был уже логичным этапом развития.


Две выставки, кроме общих организаторов и авангардной составляющей, объединяет и «медиум» — фотография как средство новаторского освоения пространства, что делает экспозиции достойным дополнением к архитектурной биеннале, в этом году уделившей фотографии как самоценному виду искусства немало места.
Вид экспозиции «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа». Фото Нины Фроловой.
Вид экспозиции "Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова". Фото Джады Далла Бонта.
http://archi.ru/agency/news_current.html?nid=44358


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе