Порой устраиваются выставки лубочного искусства. Но и они не меняют общей картины. Для большинства «лубок» — это нечто устаревшее и вышедшее из моды. Но о нем хотя бы помнят. А вот искусство вывески всего лишь забытый артефакт. Как получилось, что русская вывеска – не имеющая аналогов среди западных культур – забыта у нас в стране.
Вывеска русская – в ней способность народного гения к живописи нашла себе единственный выход… Вывеска (какое богатство сюжета) – исторический документ!.. Теперь еще не поздно, можно многое сберечь в музеях для потомков – для тех, при ком еще не будет эпоса русского народного искусства.
Давид Бурлюк. Кустарное искусство. «Московская газета». 1913, 25 февраля
История вывески – это история искусства, культуры, архитектуры, дизайна и городской повседневности. Вывеской могла быть как плоская картинка, так и предмет обихода. И даже небольшая скульптура.
Вместе с заимствованными геральдическими знаками и декоративными элементами, русские художники изображали калач, бородатого квасника, сбитенщика, маляра в картузах. Прежде всего, вывеска должна была быть понятной. Изображение товара с его наименованием – указывало как грамотному, так и нет – на назначение заведения: сапог, крендель, перчатка. Шрифт копировали с типографских образцов – он тоже должен был быть броским и ярким.
По сути своей вывеска была ближе всего именно к лубочному искусству. У них был общий ориентир – посетитель из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки. Главной была история, которая рассказывала прохожему, что творилось в лавке. Эта балаганная яркость, по воспоминаниям жителей Москвы и Санкт-Петербурга, превращала дома в «гигантские коробки, полностью обклеенные этикетками».
Владельцы лавок и магазинов использовали каждый сантиметр фасада. Порой и его отделывали в стиле вывески. Так, фасад всех молочных магазинов «Чичкин» в Москве и «Бландова» в Санкт-Петербурге был облицован белым глазурованным кирпичом. Теофиль Готье, приехавший в северную столицу в середине XIX века, в восторге сравнивал вывески Невского проспекта с греческими пилястрами, создающими «вертикальный ритм».
Писали вывески чаще всего на дереве и фанере. Со временем стали использовать жесть и железо. К изображаемой натуре относились как к творческому материалу. Уже в XVIII веке возник живописно-малярный цех ремесленников.
Чтобы стать мастером, нужно было 10 лет поработать подмастерьем. Затем сдать экзамен и только после этого получить звание мастера живописного ремесла.
Для нас — жителей мегаполисов – эта цифра невероятная. Казалось бы, всего лишь вывеска – реклама. Но для ее создания мастер годами осваивал живопись, скульптуру, мозаику, искусство изразца.
К сожалению, только в последнее время вывеске начинают уделять должное внимание. Пишутся книги, издаются статьи, устраиваются выставки. Но это не вернет потерянных произведений искусства. Даже в Москве сохранилось всего два образца старинной вывески. Один из них – не так давно был обнаружен на Покровке,1 – на фасаде дома 18 века. Вывеску обнаружили в 2012 году после удаления пластмассовых коробов 1980-х годов. Была восстановлена керамическая плитка эпохи Модерна и деревянная витрина магазина.
Годом ранее на Малой Бронной, 22 восстановили аптечную вывеску 1910 – 1920-х годов. Ее обнаружили случайно – во время ремонта. И восстановили на деньги жителей Москвы. По словам реставраторов, эта вывеска особенная. Она сделана прямо на штукатурке авторским шрифтом. С орфографическими ошибками и «гуляющими» буквами. Что, по словам реставраторов, свидетельствует о работе от руки, а не по шаблону.
Вывеска благодаря русским художникам стала полноправным живописным произведением, которым восхищались во всем мире. К сожалению, халатность и равнодушие чуть не привели к полной потере этого наследия. Удалось сохранить лишь несколько образцов. Но их стоит увидеть. Ведь вывеска – это та же летопись, только написанная на куске жести.
Анастасия Некрасова