«Россия. Картина. Судьба»

Андрей Дроздов – один из немногих в современной живописи – обращается к остросоциальным сюжетам

Он принял решение посвятить себя изобразительному искусству в то время, когда обществу было в целом не до искусства – в 1991 году. Недавно пришедший из армии ульяновский паренёк поехал покорять живописную Москву с намерением поступить в Государственный академический институт имени Сурикова. 

С ходу не получилось, несмотря на то, что за плечами было Пензенское художественное училище. Не знал всех требований, не взял с собой достаточное количество этюдного материала для показа преподавателям. Не получилось и на будущий год. Многие бы на его месте сдались, но первые неудачи только раззадорили Дроздова. Он поступит в институт лишь в 1996 году, успев поработать в столице чернорабочим. Годы ожиданий и упорства сделали то, что впоследствии очень поможет художнику, – закалили характер и укрепили веру в себя. В то время Дроздов и подумать не мог, что ему уготована судьба одного из самых заметных и самобытных художников своего времени. И, конечно, очень помогали отец с матерью. Он впоследствии отблагодарит их так, как доступно только одному художнику, – сделает их действующими лицами многих своих произведений, а отдельные – «Жизнь прекрасна!» и «Когда б имел златые горы» – посвятит им напрямую.

Дроздову изначально повезло с преподавателями. Мастерская профессора Валентина Сидорова в Суриковском институте всегда была и по сей день остаётся заветной мечтой каждого молодого художника. Сидоров учил своих подопечных не только приёмам живописи. Он учил думать, размышлять, по-философски и ответственно относиться к профессии художника. Дроздову же повезло вдвойне: годы его учёбы совпали с периодом преподавания в институте народного художника России Михаила Абакумова. Яркий, неординарный пейзажист, пожалуй, один из лидеров своего поколения, Абакумов учил чувствовать цвет, искать нестандартные решения на пространстве холста, не бояться экспериментов.

После Суриковского института последовали Творческие мастерские Российской академии художеств под руководством академиков братьев Алексея и Сергея Ткачёвых. Стажировка в мастерских помогла самоопределиться, встать на правильный путь именно творческой, а не конъюнктурной, в угоду покупателям, работы.

Выпуск Андрея Дроздова из Творческих мастерских в 2008 году совпал с началом позитивных процессов в отечественном изобразительном искусстве. В тот год группой московских живописцев был воссоздан легендарный Союз русских художников, существовавший в России в начале ХХ века. Дроздов получил приглашение принять участие на первой выставке и впоследствии стал бессменным участником всех проектов.

Именно при участии Союза русских художников творческий путь Андрея Дроздова отметился в 2013 году знаменательной вехой – первой персональной выставкой в Москве под гордым и ёмким названием «Россия. Картина. Судьба». 

«Сказать, что волновался, это значит ничего не сказать, – рассказывает Андрей Дроздов о своих впечатлениях от открытия вернисажа. – Художник создаёт картины в первую очередь для простого зрителя, а потом уже для искусствоведов, коллекционеров, экспертов. И именно мнение простого зрителя даёт импульс к новым свершениям и дерзаниям. В этом я основательно убеждён и в профессии художника вижу своё служение родной земле».

Выставка, развернувшаяся на пространстве в тысячу квадратных метров, вместила в себя более трёхсот живописных произведений художника, а также графику и этюдный материал, созданные за двадцать лет самостоятельной творческой работы. Среди прочих особое внимание зрителей обратили на себя крупные тематические полотна. Они и есть творческое кредо Андрея Дроздова, в них он сам, его принципы и философия жизни.

Центральное место в экспозиции занял триптих «Покаяния отверзи мне двери» (2007). Главные фигуры в сюите полотен – Рембрандт, Николай Ге и кающийся грешник у мощей преподобного Герасима Кефалонийского. Знаменитый голландец изображён за написанием своего «Блудного сына». Великий русский живописец показан в момент размышления возле своего знаменитого холста «Распятие». Центральная часть триптиха – сцена мольбы, покаяния, человеческой веры в искупление грехов у мощей древнего греческого святителя. Зритель словно вовлекается в диалог-размышление о людской совести, соответствии своих поступков моральным и этическим правилам.

«Помимо живописного таланта, я ценю Андрея Дроздова за его умение подняться над частными интересами ради общей идеи. Заранее зная о своей персональной выставке в Академии акварели, он намеренно снял с неё восемь ключевых картин, дабы принять участие в важном передвижном проекте нашего объединения и не подводить товарищей. К сожалению, на это способен не каждый».

Юрий ГЕРАСИМОВ, председатель Союза русских художников

Большое внимание Дроздов уделяет и теме Великой Отечественной войны: «Жди меня» (2010), «Фронтовая пьеса» (2011), «Хлеб войны» (2005), «Фронтовой сапожник» (2007), «Блокадная Пасха. 1943 год» (2012). Казалось бы, о войне всё сказано, но смотришь на исхудалое лицо мальчонки, ожидающего свой кусочек хлеба в картине «Хлеб войны», и чувствуешь, как пробегают мурашки по коже. Значит, не всё сказано, значит, умеет Дроздов передать великое горе и трагедию как-то по-иному, по-дроздовски.

Смело берётся художник и за создание остросоциальных произведений. В картине «Спящий мальчик» подросток разлёгся на сиденье полночного вагона метро с банкой горячительного напитка в руке. Старик устало прислонился к пестрящему обложками глянцевых журналов газетному киоску на полотне «Прохожий». Не для всех светят «Огни родного города» – бездомная старушка спит на мусорных пакетах в стеклянном переходе на фоне современного ночного Сити. К сожалению, наша жизнь изобилует этими сюжетами. Подобная гражданская позиция Дроздова – показатель отношения к России, выбор между правдой и злом. Автор всем своим творчеством старается искренне, без каких-либо недомолвок говорить со зрителем о проблемах Родины.

Много на выставке автопортретов. Вопреки распространённому мнению, их обилие не всегда свидетельствует о самолюбовании. Автопортрет – это самоанализ. Попытка осознать взаимоотношения с внешним миром. Художник словно примеряет различные маски. То серьёзный, то трагично возвышенный. Временами добродушный, а порой саркастически ироничный. Недаром одно из таких произведений несёт романтическое название «Маска Казановы».

Глубоко подходит мастер и к вопросу веры. Для него православная тематика – не сиюминутный порыв или дань моде, а духовное самопознание и воспитание. Трагедийное, а не умилённо-псевдоцерковное восприятие сюжета в картине «Святой сотник Лонгин» (2009) раскрывает сложность пути к вере. С той же серьёзностью решено полотно «Крестный ход» (2011). Среди персонажей полевого шествия глаз узнаёт и возможный прообраз святителя – отца Иоанна Кронштадтского, и современных подростков, и успевших повоевать в горячих точках военных.

Знакомы и понятны Андрею Дроздову деревенская жизнь и деревенский труд. Всё детство и юность он провёл с родителями в доме своей бабушки в селе Лог, что в Воронежской области. Воспоминания той поры легли в основу целой серии, посвящённой проблемам современной деревни. Показательна в этом смысле картина «Кормилица» (2009), где пожилая хозяйка кормит козу. За красотой колорита просматривается совсем иное: в сельской местности жизнь теперь не сладка. Сил и средств держать коров у местных стариков нет. Вот и приходится обходиться заменой привычной кормилицы на мелкую скотину.

Восприятие действительности – вопрос субъективный. Как относиться к родной, но разрушаемой стране? Бороться или покориться судьбе? Творчество Андрея Дроздова, как и творчество многих других талантливых мастеров «Союза русских художников» А. Алёхина, Н. Зайцева, Д. Петрова, М. Фаюстова, Ю. Ткачёва, Д. Шмарина, далеко от ораторских лозунгов. Порой оно неоднозначно отвечает на вопросы времени, но говорит о правде жизни. О том всеобщем, что поддерживает быт народа и страны в устойчивом сохранении корневых духовных ценностей.

В книге отзывов среди многочисленных записей обращает на себя внимание одна. Она самая короткая и одновременно самая пронзительная. «Долго всматривалась в глаза матери в «Блокадной пасхе». Плакала. Спасибо Вам за всё» и подпись – «Старушка»...

Анфиса ИСТОМИНА, искусствовед

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе