Прелестниц обнаженный рой

В парижском Гран-Пале открылась выставка, посвященная столетию со дня смерти Огюста Родена. 
В экспозиции показана широкая панорама творчества как самого мэтра, так и тех, на кого он оказал и продолжает оказывать влияние. 

Здесь представлены хрестоматийные произведения Родена, вошедшие в историю мирового искусства,- «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй», «Врата ада», «Бальзак». А также работы Камиллы Клодель, Бурделя, Майоля, Джакометти, Домье, Пикассо, Дега, Матисса, Цадкина, Мура, Климта, Базелица и даже неизвестных авторов.


Фото: Петр Шумов


Родена вначале причисляли к натуралистической школе, потом к экспрессионистам, символистам, модернистам. Сам же ваятель призывал склонить головы перед Фидием и Микеланджело. С пиететом относился к старым мастерам, не призывая сбросить тех с корабля современности. Благоговел перед французскими соборами и даже посвятил им книгу. Благодаря гармонии, писал мэтр, они «внушают чувство доверия, надежности, покоя».

Роденовские творения эмоциональны и даже экстатичны. Скульптор видел главную цель в передаче движения и чувств — страдания, любви, отчаяния, восторга. «Мой «Мыслитель», — объяснял он, — думает не только мозгом, насупленными бровями, раздувающимися ноздрями и сжатыми губами, но и каждым мускулом рук, спины, ног».


«Поцелуй»


Работы Огюста порой производят впечатление незавершенных. Противник академизма, он экспериментировал, увлекался ассамбляжами: соединял, казалось, несовместимое — например, гипсовую фигуру с античной вазой. Едва ли не первым прибегнул к коллажам. В дальнейшем этим путем пошли Пикассо и другие авангардисты. Роден любил работать с гипсом, но полагал, что женским фигурам лучше подходит мрамор, а мужским — бронза. Однако для выражения «чувственного экстаза» ему нужна была бумага. За свою жизнь он создал около 6000 рисунков. Его эротические эскизы пользовались огромным спросом, но долго не выставлялись. Художника, который считал себя «бунтарем», недруги обвиняли в «порнографии».

Огюст содержал настоящий гарем натурщиц — «прелестниц обнаженный рой». Моделями ему служили аристократки и дамы полусвета, балерины и белошвейки. Среди них однажды оказалась Айседора Дункан, которая тогда начинала артистическую карьеру. Будущая жена Есенина в мемуарах описывает, как во время сеанса Роден пытался ее соблазнить, разминая тело танцовщицы, как глину.

Известность Огюст обрел относительно поздно — к 40 годам, а настоящая слава обрушилась на него два десятилетия спустя, на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где показывали сразу 150 творений Родена. Скульптор изваял многих знаменитостей: Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Бернарда Шоу, Густава Малера, видных политиков. По словам Шоу, Огюст никогда не считал работу законченной, пока жив оригинал. «Он изобразил меня похожим на старого китайца», — жаловался премьер-министр Жорж Клемансо, хотя с Роденом их связывала дружба.


Памятник Бальзаку


Стоит отметить, что порой ваятелю изменял вкус, и некоторые его произведения вызывали скандалы. Так, памятник Бальзаку с гневом отвергло Французское общество литераторов. «Это писатель в психушке — в шлепанцах и в больничном халате», — ерничал один из критиков. Монумент в штыки приняли и столичные власти. В результате его установили только в 1939 году на пересечении парижских бульваров Монпарнасс и Распай. «Бальзак его говно, — безапелляционно заявил Бунин, — поэтому голуби и обосрали».

Самого Огюста увековечил другой русский, бывший революционер Петр Шумов, ставший знаменитым фотохудожником. Он снимал мастера и его работы в течение пяти лет. В Музее Родена хранится фонд Шумова, насчитывающий более 200 фотографий.

Скульптора всю жизнь окружали ученики и ученицы, самой известной была любовница Камилла Клодель. Ее брат, писатель Поль Клодель, обвинил мэтра в том, что тот довел сестру до сумасшедшего дома, где она провела 30 лет — до самой кончины. В 1897–1899 годах в его мастерской трудилась Анна Голубкина, создавшая первый в России бюст Карла Маркса. «Вы, лучший из всех художников, дали мне возможность быть свободной», — писала она впоследствии. Поклонник Русских сезонов, Роден яростно защищал Сергея Дягилева от нападок парижской критики и превозносил гений Вацлава Нижинского в «Послеполуденном отдыхе фавна»: «Все тело выражает то, чего требует разум: у него красота фрески и античной статуи; он идеальная модель, с которой хочется рисовать и лепить». Дягилев уговорил Вацлава позировать Огюсту. Мэтр сделал серию эскизов, однако скульптура — сейчас находится в парижском Музее Родена — так и осталась незаконченной.

Некоторые эксперты, равно как и арт-дилеры, сожалеют, что многие произведения Родена были растиражированы еще при жизни автора. Только одна литейная мастерская изготовила около 320 экземпляров его «Поцелуя». Это вызывало пресыщение публики и падение цен. Кажется, до сих пор Музей Родена имеет право отливать новые копии.

К памятной дате также приурочен выход фильма Жака Дуайона «Роден», в заглавной роли — Венсан Линдон. Однако лучшим Огюстом по-прежнему остается Жерар Депардье, сыгравший вместе с Изабель Аджани в картине «Камилла Клодель» 1988 года.


Иллюстрация на анонсе: Огюст Роден. Амур и Психея
Автор
Юрий КОВАЛЕНКО
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе