Последний "Крик"

Бизнесмен Шалва Бреус -- о том, почему за картины платят сотни миллионов долларов


2 мая на торгах аукционного дома Sotheby’s, посвященных импрессиониcтам и модернистам, картина норвежского художника ЭдвардаМунка «Крик» была продана за $119,9 млн.   Таким образом, был поставлен очередной мировой рекорд цены на произведения искусства, когда-либо проданные на открытых торгах. Предыдущий рекордсмен официальных продаж, картина Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», обошлась неизвестному покупателю несколько меньше–в $106 млн. Однако, абсолютный рекорд по сей день принадлежит картине Сезанна «Игроки в карты»,проданной на закрытых торгах королевской семье Катара за астрономические четверть миллиарда долларов.


 Можно говорить о целом ряде факторов, повлиявших на цену проданного шедевра. В первую очередь это уровень самой работы и ее место в истории искусств. «Крик» является важнейшей работой в истории экспрессионизма, послужившей отправной точкой для целого поколения выдающихся мастеров этого направления.


Cуществует четыре версии «Крика» - две написанные маслом и две в пастели. Два масла и пастель давно находятся в Осло - в музее Мунка и в Национальной галерее Норвегии. Таким образом, на Sotheby’s продавалась единственная находящаяся в частных руках версия.


У картины безукоризненный провенанс, то есть ее история надежно прослеживается с момента ее приобретения у автора крупным немецким кофейным торговцем и вплоть до дня ее продажи на аукционе норвежским миллионером Петером Олсеном.


Oборотная сторона картины подписана автором. На раме, изготовленной самим художником, написана краткая версия очень важного для понимания работы текста из дневника Мунка. И это еще один важный, влиявший на цену фактор,. 


 Чрезвычайно редко случается, когда высокий художественный уровень произведения подкрепляется его массовой популярностью и известностью. Получив признание в среде профессионалов и знатоков, «Крик» стал еще и частью массовой культуры, оказавшись в одном ряду с такими популярными, узнаваемыми шедеврами , как Джоконда или Че Геварa со знаменитой фотографии, сделаннoй кубинским фотографом Альберто Кордой.


Важным дисконтирующим фактором, казалось, должна была стать техника исполнения в пастели. Традиционно, пастель ценится существенно ниже работ, написанных маслом. История арт-рынка не знает продаж работ, сделанных пастелю, по цене, даже отдаленно приближающихся к «Крику». До этого, самая дорогая в истории пастель «Danseuse au repas» кисти Дега была продана на Sotheby’s за сумму около 24 млн евро.


Удивительно, что настоль дорогую картину на аукционе претендовало так много людей–в торге принимало участие больше десятка покупателей. Они всего за несколько минут взвинтили цену с начальных $40 до 70 млн. Затем, претенденты стали один за другим выбывать из гонки. Пока их не осталось всего двое. Не обязательно самых богатых или упорных, но, наверняка, больше всех желавших стать обладателями уникального  приза. Торги, завершившиеся суммой в $119 млн, продолжались всего 12 минут. Цена картины росла на $10 млн в минуту. За это время как раз можно успеть приготовить омлет или выпить чашку кофе.


Покупатель, в очередной раз, сохранил инкогнито. Его имя, также как имена большинства предыдущих рекордсменов, неизвестно.


 Принято считать, что искусством правит исключительно рынок, а значит, холодный коммерческий расcчет. Во многом это действительно так. Тем удивительнее исключения, доказывающие, что жизнь далеко не всегда укладывается в четкие, доступные надежному анализу схемы.


Примером является покупка в 1990 г. эксцентричным японским миллиардером Риото Сайто картины «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. На аукционе Christie’sв Нью-Йорке японец заплатил за портрет $82,5 млн. И еще $78,1 млн за «Мулен-дела-Галет» кисти Ренуара на Sotheby’s. Согласно его завещания, после смерти владельца, картина Ван Гога должна была быть сожжена вместе с ним. Однако, аутодафе не состоялось. Вкладывающий безумные деньги в любимых художников японец закономерно разорился и картины, к счастью, перешли к кредиторам. И это далеко не единственный пример коллекционерской страсти и фанатичного преклонения перед художником и его творчеством. Мне довелось видеть, как на кладбище в городке Овер-сюр-Уаз, под Парижем, группа японцев развеивала над могилой ВанГога привезенный из Японии в урне прах умершего родственника.


Нынешний аукционный рекорд нельзя объяснить только безукоризненным провенансом, известностью и уровнем работы и пр.  И дело не только в наличии у покупателей огромных денег. Приобретение картины, какой бы она не была, за $120 млн совершенно бессмысленно с рациональной точки зрения. Также как, например, c  рациональной точки зрения, бессмысленно существование Венеции. Все это обретает гармонию и смысл  только в сфере эмоциональной и метафизической. Cпособность людей беззаветно любить искусство и совершать ради него нелогичные поступки не может не привлекать. Такая страсть ломает строгую, предсказуемую модель мира, и заставляет нас поверить в существование души.


Автор -- председатель совета директоров ОАО "Волга"

Шалва Бреус

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе