Понаехали, понарисовали

Если скрестить Нобелевскую премию с «Оскаром», получится «Инновация». Не волнуйтесь, я пока в своем уме и понимаю, где одно, а где другое. Просто наша премия в области современного искусства представляется эдакой жертвой генетического эксперимента. 

У нее та же самая кулуарность, высоколобость и политическая ангажированность, что и у Нобелевки, но при этом она еще пытается охватить широкую публику и устраивать шоу со вскрытием конвертов. Шоу, впрочем, год от года выходят все тоскливее и бессмысленнее. В этот раз, например, объявление номинантов и победителей в Центральном Манеже сопровождал детский хор, исполнявший под орган загробные рулады Ираиды Юсуповой (окажись поблизости Павел Астахов, он бы загреб организаторов с публикой за детский труд после 22.00).

Сами устроители, кажется, уже давно плюнули на всякие интриги со «сложным выбором». Да и какие вообще могут быть интриги, если количество претендентов не превышает число экспертов-отборщиков и членов жюри. Страшно узок круг современных художников! Оттого и получается, что дают премию Ярославе Бубновой как лучшему куратору (она сделала главную выставку на Уральской индустриальной биеннале), которая заседает в жюри, которое, в свою очередь, дает премию соседу (хотя бы другому куратору Андрею Ерофееву). К черту объективность — искусство сплошь субъективно.

Ворчать и кричать насчет ангажированности и конъюнктурности любых премий можно много и долго. Но есть ли в этом смысл? Ведь если премия существует, если на нее есть деньги и силы, значит, как говорится, это кому-то нужно. В данном случае, видимо, нужно Министерству культуры, под чьим крылом Центр современного искусства (организатор «Инновации»). Поэтому отставим брюзжание и взглянем на результаты незамутненным взглядом ребенка из хора. Вообразим на минуту, что награжденные сотнями тысяч рублей от «Инновации» — это именно лучшее на арт-сцене.

Итак, почетный и внеконкурсный приз «за вклад» вручен Эрику Булатову. Избранник на своем месте — нынче все и повсеместно награждают нонконформистов 1970-х годов: выставками в Третьяковке, каталогами от спонсоров или просто денежными подношениями к пенсии. Глядишь, через десяток лет дойдет дело и до героев 90-х (Кулика с компанией).

Куда как интереснее с «новыми художниками» и лучшим «произведением визуального искусства». Здесь реальный сюрприз. Среди победителей — сплошь проекты немосковские. Екатеринбург, Нижний и Воронеж рулят. Воронежец Илья Долгов с его выставкой «Гербарий» (эдакое медитативное собирательство листиков), отхватив приз за «региональный проект», в сердцах призвал художников «возвращаться домой». Мол, творчество нынче в провинции, а в столице — чистоган. В это реально поверишь, когда лучший «молодой художник» Иван Плющ выстраивает инсталляцию по мотивам сталинских ДК на Уральской биеннале, а нижегородская группа «Провмыза» с их медиаоперой «Марево», оказывается, создали самое выдающееся произведение 2012 года. Иной критик прослезится — корневое, истинное искусство идет из народа. Но тот, кто остался после фуршета потрезвее, всерьез задумается: а нет ли тут подвоха? Подвох, между прочим, есть. И не один. Во-первых, почти все региональные проекты делаются либо московскими силами, либо с их участием (Уральская биеннале — так и вовсе болгаркой Бубновой). Во-вторых, региональный проект почти никак не влияет на общую ситуацию, его мало кто видит и знает. В-третьих, провинциальные проекты (давайте будем честными хотя бы сами с собой) по-прежнему провинциальны. Это вам не фотобиеннале в американском Хьюстоне или Documenta в немецком Касселе. В регионах все мило, обыгрываются местные реалии (закрытые заводы, спальные районы, речные пейзажи), на три дня приезжают столичные гости с баблом и вином, но уровень и степень воплощения арта не того масштаба, чтобы говорить о «лучшем и актуальном».

Между тем Государственный центр современного искусства себя убедил в том, что его фишка — в регионах. Что он должен проветрить московскую сцену новыми именами. Что столичная арт-тусовка зарвалась и зажралась. Вот только почему-то свой новый музей на тысячи квадратных метров с магазинами, мастерскими и ресторанами этот центр хочет строить не в Воронеже, а в Москве.

Cергей Соловьев

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе