Полина Стрельцова: «Мы собираем азбуку нового художественного языка»

Куратор выставочной программы Центра изучения авангарда «Зотов» о выставке «1922. Конструктивизм. Начало»

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Нам показалось, что будет здорово начать деятельность центра с рассказа о рождении конструктивизма, ведь само наше здание, памятник конструктивизма и объект показа — оно представляет собой зрелое воплощение тех принципов, которые в 1922 году только формировались. Один из этих принципов мы выбрали и для выставки, и, я думаю, он останется с нами— это междисциплинарность. Нам важно было показать что для авангарда принципиально отсутствие границ между разными видами творчества, между искусством и наукой, искусством и жизнью и даже пространство и время понимаются по-другому. Границы искусственно возникают в работах исследователей, но когда ты видишь картину целиком, у тебя появляется шанс ощутить некоторые неочевидные связи между поэзией, музыкой, танцем, живописью, наукой и техникой.

Наша выставка начинает свой рассказ с 1910-х годов, когда поиски «левых» художников были особенно интенсивны и заканчивает его 1922-м годом, то есть по сути является приквелом для дальнейшей большой истории. Мы отвечаем на вопрос, с чем будущие конструктивисты пришли к двадцать второму году, что им было важно, как они открыли это важное для себя, в каких направлениях творчества возникали идеи, которые мы сейчас знаем как ключевые для нашей темы. Все знают, что конструктивизм появился из опытов авангардных левых художников, но мы показываем, из каких именно опытов: собираем азбуку нового художественного языка, найденного в десятые годы.

Куратор Полина Стрельцова на открытии выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Мы берем авторов из разных направлений, потому что все они варились в общем бурлящем котле, мы даже прокладываем мостик к конструктивизму из эпохи символизма: начинаем рассказывать про синестезию, про расширение границ искусства, что уводит нас к Вагнеру и в проблематику XIX века, поскольку именно тогда появилась идея тотального искусства. В этом же разделе мы говорим о Василии Кандинском и архитекторе Якове Чернихове — оба использовали музыкальные термины для описания мира вокруг и в своей работе. Мы рассказываем о появлении Института художественной культуры, где Кандинский развивал идеи соединения науки и искусства, хотел разработать новый синтетический вид творчества, в котором он мыслил как соединение живописи, танца и музыки. Я сказала «в этом разделе», однако для нас важно, что между частями экспозиции нет глухих стены, как не было их и в живом художественном процессе. Наши условные перебивки между разными темами обозначены треугольными пилонами — их придумал Сергей Чобан. Они и сами представляют собой род супрематичесеких объектов и прекрасно вписались в пространство. Условный первый раздел — как раз о музыке и танце, о Кандинском и о Скрябине, поскольку художники захотели получить в своё распоряжение звук, а композиторы — цвет. И этот синтез, идея заимствование средств художественного выражения представителями разных видов творчества важна, она расширяла границы восприятия и меняла оптику.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»

Фотография: © Журнал «Искусство»

Наш следующий раздел — про аналитический кубизм: художники начинают раскладывать форму на составляющие, смотреть на неё с разных ракурсов, потом их опыты очень сильно повлияют на кинематограф. Еще один наш раздел называется «Ноль», и там мы смотрим беспредметное искусство, причём не только Малевича, но уже специально начинаем выделять конструктивистов, поскольку у них с беспредметностью складывались свои отношения, они воспринимали её как способ лучше понять происходящие в искусстве процессы. Мы увидим, что будущие конструктивисты методично исследовали линию, цвет, фактуру — это им потом очень пригодилось в производственном искусстве: найденные формальные модули воспроизводились в утилитарных объектах. Например, Александр Веснин, который в тот период не работал как архитектор, а был авангардным живописцем, он рисовал некие абстрактные структуры, которые по сути были композиционным модулем, в дальнейшем художник использовал найденные приемы и для оформления книжных обложек и в архитектурных проектах. То есть ты видишь эскизы и понимаешь, что у конструктивистов был чёткий план, они прекрасно знали, куда идут и что ищут.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Символической точкой этого раздела становится творчество Татлина, который был представителем органической версии дизайна. Для него были важны опыты с материалом, исследования его свойств. Наверное, все помнят его знаменитый консольный стул и контррельефы. В связи с Татлиным мы рассказываем про слово — поэты ведь тоже стремились расширить свой инструментарий. Именно в те годы появляется заумный язык, слово выходит в пространство, и мы протягиваем ниточку между Хлебниковым и Татлиным, поскольку тот оформлял посмертный спектакль «Зангези» по хлебниковским текстам, сопоставляя языковые поэтические плоскости и пространственные. Наш первый выставочный этаж заканчивается знаменитыми кубиками звёздного языка, которые создавал Пётр Митурич. Мы когда встречались с внучкой Митурича Верой Маевной Хлебниковой-Митурич, а она нам говорит: «Так он же не конструктивист!». Однако мы не хотим идти безопасным путём, включая в выставку только авторов, про которых все знают, что они конструктивисты — Родченко, Татлин, Степанова, Попова, а пытаемся расширить границы, показать, как формальные, философские и социальные идеи проявлялись в творчестве разных художников и меняли общую картину. И первая часть выставки именно об этом. Вчера мы мысленно прогуливались по экспозиции и думали, как будет красиво, что с одной точки ты видишь её рифму в другом разделе, и понимаешь, как органично всё связано. Нам очень нравится, как всё получается!

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

На втором этаже экспозиции (это третий этаж здания) конструктивизм уже родился. Сам этот термин появился в 1920-м году, в 1921-м о нём начали спорить, а в 1922-м его принципы прокладывать себе дорогу в разные сферы жизни и творчества, например, Родченко — в типографике или в промышленном дизайне, Попова и Степанова — в текстиле. Все эти авторы отказываются от искусства и уходят в прикладную сферу.

Так что наш первый раздел этого этажа «Выход в город» и есть апробация принципов нового искусства в пространстве. В это время появилась новая страна, однако не появилось нового города, и поэтому художники начали теми средствами, которые у них были, конструировать новые формы для старого города. Например, это выражалось в оформлении праздников, Первомай, годовщина Октябрьской революции. Создаваемые художниками конструкции иногда были совершенно грандиозными, например, к первой годовщине Октября Натан Альтман потратил пятнадцать тысяч квадратных метров ткани, чтобы закрыть здания на Дворцовой площади, тогда площадь Урицкого: красными полотнищами он хотел замаскировать старую архитектуру, а вместе с ней свидетельства старой жизни.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Также по всей выставке у нас размещены музыкальные точки, и, например, в этой части экспозиции (мы рассматриваем музыку в городской среде, а именно «Симфонии гудков». Композитору Александру Авраамову пришла в голову совершенно безумная идея — сделать целый город своим музыкальным инструментом: фабричные и пароходные гудки, дорожные шумы, артиллерийская пальба участвуют в исполнении «Интернационала» и других революционных произведений. Первый раз подобная симфония прозвучала в Баку, как раз в 1922 году, а через год — в Москве. У нас на выставке представлена реконструкция этого события.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Наш следующий сюжет хорошо известен, но без него в нашей теме нельзя, — это конструктивизм в театре. В этом году исполняется сто лет театру Мейерхольда, и мы сотрудничаем с музеем театра, коллеги дали некоторые предметы из своей коллекции, которые еще ни разу не экспонировались. Здесь же мы показываем мейерхольдовские хиты, оформленные мэтрами конструктивизма: «Смерть Тарелкина» Варвары Степановой, «Великодушный рогоносец» Любови Поповой, «Человек, который был четвергом» Александра Веснина.

Следующий пункт также связан с театром — это отношение конструктивистов к телу. Для наших авторов была важна идея, что нового человека можно сконструировать, и помочь в этом должно рациональное движение, которому можно научить. Например, тот же Мейерхольд преподавал биомеханику как систему сценического движения, и подготовленные актеры выполняли на сцене своего рода физкультурные упражнения. В перспективе в подобных опытах могли участвовать и зрители — был придуман чёткий алгоритм. В идеальной картинке конструктивистского театра действо должно было стать массовым и перерасти в нечто вроде демонстрации.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Биомеханика была наиболее радикальна по отношению к телу, но работала еще и мастерская Николая Фореггера, где он ставил так называемые «танцы машин»: ребята в черных трусах совершали акробатические экзерсисы, вдохновленные индустриальной эстетикой. Всё это выглядело чрезвычайно радикально, но удивительно, что такого рода эксперименты принимались. Разумеется, была и критика, но, в целом, общество, получается, было к такому готово.

Параллельно в Центральном институте труда Алексей Гастев придумывал способы научной организации труда, готовил новый менеджмент для промышленных предприятий. Индустриализация тогда только начиналась, но было не очень понятно: а кто же будет работать на заводах? Страна ведь была аграрной. И Гастев в кратчайшие сроки подготовил множество квалифицированных управленцев и более пятисот тысяч рабочих. В ЦИТе также занимались изучением трудового движения и правильной организацией жизни рабочего. Здесь про концепцию организация жизни и нового человека, которая составляла философскую основу констурктивизма.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

Наша следующая история — развитие монтажа, который стал главным инструментом в кино. Кинематограф развивался и до конструктивистов, но был совершенно другим. Под влиянием наших героев фильмы стали быстрее, и, вероятно, за современное клиповое мышление мы должны сказать спасибо конструктивистам — именно они начали разгонять темпы нашего восприятия. Но что позволило людям воспринять новые возможности камеры? Мы рассказываем, что это, в первую очередь, были опыты кубистов, ведь именно эти художники открыли, что на объект можно смотреть одновременно с разных сторон и с разного расстояния — так в кинематографе появились дальние и средние планы. Мысль, что можно сконструировать новые смыслы посредством продуманного сочетания изображений, появилась в творчестве Александра Кулешева и Дзиги Вертова. Эйзенштейн работал чуть позже, но Вертов, который в 1922 году начал снимать свою «Киноправду», был самым радикальный из всех, он считал, что игровое кино нам не нужно, следует использовать саму жизнь в качестве материала. Хотя тогда кино было немым, мы предлагаем зрителям поучаствовать в озвучке некоторых фильмов при помощи шумовых инструментов того времени. Эти инструменты выглядят очень занятно, это своего рода арт-объекты, издающие, например, шум ветра или какие-то индустриальные звуки, фрагменты из «Киноправды», — это будет интерактивная часть.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

На выставке мы говорим и об архитектуре, она с некоторым опозданием включается в конструктивистские поиски, и я всё переживала, что мы не сможем её показать на первой выставке, поскольку она выходит за наши хронологические рамки. Однако затем я поняла, что выставка очень точно фиксирует момент рождения конструктивизма во всех сферах, поскольку именно осенью 1922 года был объявлен архитектурный конкурс на создание Дворца Труда — это второе в ряду грандиозных и не воплощённых зданий новой страны. Первой была Башня Татлина, а вторым Дворец Труда, который должен был располагаться на Театральной площади. И братья Веснины начали разрабатывать свой конструктивистский проект. Их первый эскиз, который мы показываем зрителю, очень напоминает авангардную живопись Александра Веснина. В своё время у него была серия изображений пространственно-силовых линий на плоскости, и ты смотришь на эти линии, а потом на архитектурный эскиз и понимаешь, что он просто перевел свои формальные схемы в пространство. И на этой основе братья сделали свой первый проект Дворца Труда.

Открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Фотография: © Журнал «Искусство»

В конце выставки у нас находится автомобильный мотор из Политехнического музея. Дело в том, что именно художники дали возможность людям увидеть красоту машин, полностью поменяли зрительскую оптику, до них считалось, что фабрики и заводы изуродовали мир, а сейчас мы любим индустриальную эстетику. Здесь еще нужно упомянуть, что наша первая выставка — программная, все перечисленные мною разделы — это своего рода эскизы наших будущих проектов, на их основании можно сделать выводы о наших дальнейших выставочных планах, о том, с каких сторон мы собираемся рассматривать конструктивизм.

Заканчиваем мы рассказом о том, что конструктивизму было очень важно поучаствовать в новой жизни, в новом производстве и реальном проектировании. В 1922 году это проще всего было реализовать в лёгкой промышленности, так что конструктивисты занялись оформлением книг и промышленным дизайном. Однако это было только начало их пути, моментом, когда они открыли многообразие лежащих перед ними дорог. В конце экспозиции мы размещаем девиз: «Будущее — наша цель!», и это своего рода сообщение от нашей команды: «Продолжение следует».

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре изучения авангарда «Зотов»
Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
23.11.2022 — 12.03.2023

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе