«Под взглядом Виктора Ахломова у нашего века было прекрасное лицо»

Друзья и коллеги известинского фотокорреспондента — о его жизни и творчестве.
Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев


15 апреля не стало выдающегося фотохудожника Виктора Ахломова. «Известия» попросили друзей и коллег мастера вспомнить, каким он был, и рассказать о его творчестве.



Ольга Свиблова, директор-основатель Московского Мультимедиа Арт Музея:

— Говорят, те, что уходят из жизни в канун Пасхи, отправляются в светлый путь. Виктор Ахломов, более 50 лет не разлучавшийся с фотокамерой, вписавший важнейшие страницы в фотолетопись нашей страны, был человеком удивительно светлым. Его творчество начинается с хрущевской «оттепелью» — временем надежд, эпохой физиков и лириков, когда люди улыбались, полные надежд и гордости за наш первый спутник, первого космонавта, первый выход в открытый космос. Несмотря на разные эпохи, сменявшие друг друга, Виктор Ахломов остался верен идеалам своей юности. Мир и люди на его фотографиях освещены внутренним светом — светом надежды.

У Виктора Ахломова было много выставок, много книг. 5 апреля в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Россия и "Известия". 100 лет вместе»,  где важнейшая глава — фотографии Виктора Ахломова. Он ушел из жизни, зная, что этот проект состоялся, и его фотографии играют такую весомую роль. Всю свою творческую деятельность Виктор Ахломов связал с газетой «Известия». Именно для этого издания он работал более полувека. И до момента, пока его не подкосила страшная болезнь, он появлялся везде с вечной улыбкой, держа руку на пульсе жизни — всегда в нужное время в нужном месте. Он жил на гребне волны и он снимал на гребне времени. Он оставил нам фотолетопись того, что уже стало историей, и создал то, что будет помогать нам жить завтра. Светлая память светлому Виктору Ахломову.



Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:

— Виктор Ахломов — великий наш фотохудожник. Это знаменитое имя «Известий», стоящее в одном ряду с выдающимися международными обозревателями, публицистами… Он очень любил журналистику, был предан профессии и своей газете. Фотографии Ахломова полны оптимизма, восторга перед человеком. Он действительно любил людей и сам был прекрасным собеседником, преданным семьянином. Личные качества для фотографа тоже очень важны, ведь для того, чтобы хорошо снимать, надо быть обаятельным, уметь расположить к себе. И у него эта способность была. Он был одним из первых в списке российских фотоакадемиков, для коллег он — настоящий учитель, и его авторитет был непререкаем.



Павел Маркин, фотограф, декан факультета фотокорреспондентов им. Ю.А. Гальперина, заслуженный работник культуры РФ:

— С творчеством Виктора Васильевича я знаком сызмальства. Еще в 1952 году я влюбился в фотоискусство, мечтал о работе фотокорреспондента. И образцом был для меня Виктор Васильевич. Я следил за всем, что он делает в «Известиях», не пропустил ни одного его снимка. А в начале 2000-х годов мы познакомились с ним очно. Меня пригласили в жюри конкурса «Золотой объектив», где он был председателем. И буквально сразу мы сошлись, подружились.

Ахломов — это просто глыба. Сейчас передо мной висит мой портрет, сделанный им. И я поражаюсь: как он видел кадр, как строил композицию, как чувствовал человека… При этом в нем не было апломба, он разговаривал абсолютно просто. Несколько раз Виктор Васильевич выступал у нас на факультете с мастер-классами и каждый раз показывал что-то новое. Ребята не отпускали его по несколько часов, задавали вопросы, и он никому не отказывал, отвечал на всё, объяснял, демонстрировал… 

Он очень добрый, щедрый, постоянно присылал мне фотографии, дарил мне целые стопки, когда приходил на факультет, причем все — тщательно подписанные, с датами и именами изображенных людей. Дома у него всегда был идеальный порядок. Это был человек очень собранный и невероятно трудолюбивый. Работал каждый день, даже в преклонном возрасте.

Фотокорреспондент — это тот, кто и в обычном явлении видит необычное. Он мне всегда говорил: «Стоит выйти на улицу без камеры, как тут же встретишь кадр, который, может быть, искал всю жизнь». Поэтому он не расставался с фотоаппаратом.



Валентин Курбатов, писатель, литературный критик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна»:

— Мы привыкли вздыхать о скоротечности времени. Но посмотрите в лица современников, снятые лучшим фотографом, — и вы увидите, что ничего не проходит и не минует, если фотографом движет благодарность и нежность, если он глядит на современника с радостью. Не от этого ли в фотографиях Ахломова герои так страшно «родственны», внутренне близки и тайно едины, словно тут, на наших глазах, подхватывают слово друг друга и берегут в нем лучшее?

Не надо говорить, что это люди одной традиции, одной культуры, одного высокого духа, одного века, знавшие разные дни, но неизменно оберегающие в себе главное: достоинство и пушкинскую тайную свободу.

Мы любили в работах Ахломова своих актеров, своих музейщиков, своих поэтов, своих врачей и писателей. Мы сами осуществлялись в них, как будто они были нашим национальным зеркалом и в них отражались все пережитые нами страдания, все прочитанные книги и партитуры, все преодоленные несчастья и все золотые дни славы. Оказалось, у нашего века под взглядом доброго художника было прекрасное лицо, и оно опровергает все наветы своим светлым молчаливым свидетельством.


Отважные советские женщины обрезают деревья на Ленинских горах,1960 год


Въезд правительственного кортежа в Кремль


Площадь Пушкина. Москва, 1991



Жизнь в Переходе


Жизнь в Переходе


Владимир Войнович, Илья Зверев, Фазиль Искандер и Георгий Владимов – в сквере на Пушкинской площади


Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара, 11 ноября 1964 года


Владимир Высоцкий на сцене


На Красной площади 


Строители несут табличку


Фотографы
Автор
Сергей Уваров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе