Победоносное отступление

Открылась ARCO в Мадриде

Гостем тридцатой по счету ярмарки современного искусства в Мадриде стала Россия. Восемь галерей и десять культурных центров от Эрмитажа до "Винзавода" приняли участие в ARCO наряду с двумя сотнями галерей со всего мира. За возрождением проблемной ярмарки наблюдал ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Зачем мне ваша ARCO? — говорит совладелец галереи "Триумф" Дмитрий Ханкин.— Это просто дыра. Где все крутые галереи?" Формально господин Ханкин, мечтающий об участии в Art Basel, прав. Но все познается в сравнении. Прошлый год был для ARCO провальным. Не помогло даже приглашение Лос-Анджелеса в качестве гостя: расчет на богатых американцев не оправдался. 

Организаторы ARCO уволили Лурдес Фернандес и назначили директором чрезвычайно уважаемого в местной арт-среде Карлоса Урроса. Госпожа Фернандес выглядела и вела себя как царственная особа. Она как бы снисходила к простым смертным — бизнесменам и журналистам. Господин Уррос знает, что волка ноги кормят. Он не останавливался ни на секунду, вникал во все тонкости ярмарочной жизни и был постоянно готов к неформальному общению. Низкорослый и энергичный Уррос сделал ярмарку по своему образу и подобию. Убрал один зал, явно лишний. Сократил список галерей. И разрушил принцип национального гетто, по которому ярмарка работала прежде. Русские галереи не собраны в одном месте, а разбросаны по всему пространству ярмарки. Это позволяет судить отечественное искусство по гамбургскому счету. 

На ARCO уже несколько лет не ездят крупные игроки. Это ярмарка начального уровня, представляющая качественное и недорогое искусство в основном из Испании и Латинской Америки. Россиянам этот факт сыграл на руку. Наши галереи играют исключительно в среднем и низком ценовом сегменте. На сдержанной ARCO они чувствовали себя как рыбы в воде. Это не замедлило сказаться на продажах. В первый же день со стенда галереи Гельмана ушли две работы Валерия Кошлякова, а за железными конструкциями по мотивам рисунков Рембрандта от Дмитрия Гутова стояла очередь резервов. Галерея XL познакомилась с новым ценителем творчества безумно популярного среди западных коллекционеров дуэта Electroboutique. Их очки ушли со стенда в первые два часа, а чуть позже представители одного из местных фондов заказали себе еще одни. Сильно выступила и питерская галерея Марины Гисич. У кукольных домиков Марины Алексеевой собралась толпа, и это были не праздные зеваки. Гисич продала 12 работ Алексеевой (€6 тыс. каждая) разным коллекционерам из Европы. Кажется, на наших глазах в русском искусстве появился новый бренд.

Так повезло далеко не всем. Галерея Anna Nova, тоже из Питера, не смогла избавиться от запасов лайтбоксов Хаима Сокола, и это объяснимо: как бы он ни был талантлив, €10 тыс. за малоизвестного художника — многовато. В галерее Paperworks пользовался популярностью молодой художник Валерий Чтак (€6-10 тыс.), но его пока хотят с большой скидкой. Ассортиментом галереи GMG заинтересовались русские коллекционеры, гости ярмарки, но с деньгами расставаться не спешили.

Художников из России на стендах других галерей было не много. Висели, конечно, вездесущие АЕС+Ф и "Синие носы". А постоянные посетители "Арт-Москвы", финны из галереи Кая Форсблома, привезли огромную работу питерской художницы Татьяны Ахметгалиевой стоимостью €37 тыс. Но главным сюрпризом стали фотографии Анастасии Хорошиловой на стенде немецкой Hilger (€4,8 тыс. каждая). Директор галереи Эрнст Хильгер произнес прочувствованную речь перед корреспондентом "Ъ", из которой следовало, что госпожа Хорошилова сейчас чрезвычайно популярна на Западе и это никак не связано с тем, что она дочь замминистра культуры России Павла Хорошилова. Господин Хильгер утверждал, что буквально пару месяцев назад продал 14 работ в довольно престижную коллекцию банка UniCredit.

С точки зрения международного бизнеса этот год принес ARCO несколько сюрпризов. Конечно, здесь нет сверхдорогих работ, как в Базеле или лондонской Frieze. Живопись Пикассо или скульптуру Джакометти в Мадриде не купишь. Зато можно приобрести слепок его уха, сделанный великой сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, всего за €750. Галерея Меди Шуакри (Германия) показала несколько работ живого классика немецкого концептуализма Ганса-Петера Фельдмана и не прогадала: произведения в диапазоне €15-150 тыс. нашли покупателей. Но главным показателем улучшившегося здоровья ярмарки стало выступление высококлассной галереи из Берлина Eigen + Art. Дебютное участие в ARCO прошло как нельзя лучше. Огромная новая работа звезды немецкой живописи Нео Рауха ушла за €480 тыс. в коллекцию американского музея. Стоит отметить, что речь идет о первичном рынке. Галереи, перепродающие дорогих художников, более или менее уверены в себе и часто заранее договариваются о встрече с покупателями на ярмарке. А вот тем, кто торгует так называемыми голубыми фишками, приходится действовать на свой страх и риск. Правда, директор Eigen + Art Руди Любке говорит, что ARCO для него эксперимент на новом рынке,— вернуться в следующем году он не обещает.

Так или иначе, в нынешнем виде ARCO вызывает осторожный оптимизм. В самом лучшем случае ярмарка сможет через несколько лет составить конкуренцию Art Basel в Майами за умы и кошельки коллекционеров из Испании и Латинской Америки. Союзником ARCO в наступлении станет сам Мадрид. Ведь Майами — это пространство гедонистского бескультурья. А в столице Испании параллельно с ярмаркой проходят десятки интереснейших выставок. О некоторых из них "Ъ" расскажет в ближайших номерах.

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе