Петрович

В московской галерее «Башмак» открылась выставка петербургского художника Александра Войцеховского, чьи рисунки похожи на стихи Хармса и прозу Кэрролла 

— Почему у вас столько грузин на рисунках?

— Потому что их рисовать легко. Усы, нос, брови — и сразу характер виден. 

История про то, как бывший врач петербургской «Скорой помощи» Александр Войцеховский стал художником, в каноническом варианте выглядит так: «Однажды друзья пригласили меня на выставку. Сказали, очень хороший художник выставляется. Я пришел, оказалось, что этот художник — я». На самом деле Петрович, конечно, знал, куда шел. Потому что еще до выставки друзья заставили его объяснить, что на его картинках нарисовано. («Это же невозможно было понять. Например, две фигурки, а название: «Итальянец уводит жену у американца»). Так у картинок появились подписи.

Он рассказывает, как издали его книгу в Японии. Издатель позвал его на презентацию, Войцеховский одолжил у друзей денег («У тех друзей, которые мне еще одалживали») и прилетел, а оказалось, что деньги за билеты ему не вернут. Зато можно прочитать лекцию в университете. То есть не то что можно — а они прямо сейчас уже на эту лекцию и едут. «А я же никогда в жизни лекций не читал! Как это вообще — лекция?! Я зашел в аудиторию, а там уже сидят несколько сотен японских студентов. Очень внимательные. И я понял, что я просто инопланетянин, что должен просто рассказать им все про себя, откуда я взялся, о чем думаю. И это была отличная лекция». 

Он рассказывает так, что воображение немедленно рисует: «Художник Войцеховский читает лекцию японским студентам». Главный вопрос, который возникает от знакомства с его рисунками: «Откуда это берется?». Но вопрос рассеивается через полчаса после общения с автором. Его персонажи и сюжеты — продолжение его самого, его отношения к жизни и с жизнью. При этом на эти рисунки хочется просочиться и остаться там жить. Мир Войцеховского, в котором странные люди и звери совершают необъяснимые поступки, кажется родным. Вероятно, это означает, что он знает про себя и про нас такое, чего мы не знаем или в чем не хотим себе признаваться. Возможно, его главное знание заключается в том, как смешны наши попытки всегда быть — или хотя бы казаться — разумными, рациональными и трезво мыслящими существами, которые занимаются серьезными и важными делами. 

«Мы узнаем тех, кого никогда не видели», — сказал про его рисунки Александр Адабашьян. Кажется, так же описывают любовь. Но важнее другое. Смешные и неуклюжие персонажи на рисунках Войцеховского, вызывающие детские улыбки на лицах взрослых, — это мы. Такие, какими мы могли бы быть, если бы не боялись быть смешными, неуклюжими, грустными, романтичными, застенчивыми — не боялись быть собой. 

Поварская, 26. До 20 июня

Анна Рудницкая

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе