Перечень мокрых мечт

IV Московская международная биеннале молодого искусства в Музее Москвы

В Музее Москвы проходит IV Московская международная биеннале молодого искусства. Британский куратор Дэвид Эллиотт назвал свой проект "Время мечтать", напоминая о знаменитой речи Мартина Лютера Кинга и движении афроамериканцев за гражданские права в 1960-е годы. 

Тех, кто, подобно ВАЛЕНТИНУ ДЬЯКОНОВУ, ожидал от молодежной биеннале бегства в безоблачные мечты, она приятно удивит.

Самая юная биеннале продолжает добрую традицию выставок молодежной секции МОСХа, возникших на волне обновления социалистического реализма в 1960-е годы и под конец СССР ставших мероприятиями весьма прогрессивными. Историческая вписанность в процессы давно минувших дней и институций организаторами молодежной биеннале не подчеркивается, а зря: кому, как не молодым, требовать перемен вне зависимости от политической ситуации? И если бунтарский аспект первыми двумя инкарнациями биеннале не подчеркивался, а, скорее, выносился за скобки, то с основного проекта третьего издания стало понятно, что молодые художники под чутким руководством вполне справляются с критикой самых больных мест современного общества и искусства. Собственно, с выставки "Под солнцем из мишуры" куратора Катрин Беккер в ЦДХ в 2012 году и началась история молодежной биеннале как престижного события, не предполагающего особых скидок на возраст. Благо кураторам, начиная с Беккер, разрешается не только рассматривать поступившие в оргкомитет заявки, но и самостоятельно приглашать художников в проекты. Беккер вместе с архитектором Сергеем Ситаром сделала антикапиталистическую выставку, скромную по выразительным средствам, местами пересушенную, но серьезную и, что называется, в тренде. Нынешний основной проект биеннале курирует специалист по современному искусству Азии Дэвид Эллиотт (интервью с ним читайте на сайте "Ъ"). В России он известен тем, что руководил первой биеннале современного искусства в Киеве (2012). Это было мероприятие зрелищное, хотя и не политизированное. Для Москвы он приготовил во много раз более жесткий проект, хотя и без славящихся своей сознательностью украинцев: все жители соседнего государства отказались участвовать в мероприятии на деньги из бюджета РФ.


"Чем больше художников, тем больше вероятность, что один из них сделает что-то замечательное"

Куратор молодежной биеннале ДЭВИД ЭЛЛИОТТ рассказал АЛЕКСАНДРЕ ШЕСТАКОВОЙ об отличиях молодых российских художников от старшего поколения, арт-образовании и поддержке искусства.

Эллиотт далек от европейской и американской конъюнктуры, и его "Время мечтать" выглядит по-настоящему дико, а значит, много более молодежно, чем проект Беккер. Разница здесь как между стилягой, демонстративно хиляющим по Тверской в разгар кампании против космополитов, и художником-абстракционистом, работающим в стол, потому что МОСХ не выставляет. Эллиотт решил, что главным свойством молодости являются поиски сексуальной самоидентификации, а также редко сдерживаемое желание сделать все наперекор взрослым. Западных деятелей искусства, приезжающих в Россию, после Крыма все чаще спрашивают о том, не противно ли им работать в стране с законами против пропаганды гомосексуализма, узниками антиправительственных демонстраций и так далее. Эллиотт сразу проясняет свою позицию художественными средствами. На третьем этаже почетное место отведено инсталляции ростовского художника Олега Устинова "Администрация" (2013) — углу обычного подъезда с трубой мусорки, на которой висит придуманное художником объявление. На бумажке формата А4, подписанной нейтральным "администрация", некто из власти рассказывает, как опознать гомосексуалиста и что с этим делать в нынешней ситуации борьбы с этим явлением. Партизанская акция Устинова превратилась в медийную бомбу в его родном Ростове-на-Дону: пока искали автора, о бумажке НТВ успело снять, как всегда, сенсационный репортаж. Издевательство над поисками внутреннего врага четко обозначает позицию и куратора, и художника относительно параноидального законотворчества власти. Тема неопределенной запретной сексуальности настойчиво пронизывает выставку. На фотографиях Натальи Максимовой "True Self" мы видим транссексуалов разного возраста и биологического пола. Китайские хулиганы из Double Fly Art Center, последователи наших "Синих носов", "спасают мир" с помощью ритуальных действий, напоминающих гомосексуальные оргии. Другой китаец, Лу Янь, придумывает супергероя по имени Человек-матка — биоробота, сделанного по принципу соответствия каждого органа части женских гениталий. Наконец, Сунь Сюнь в видео "Некоторые действия, не описанные революцией" показывает абсурдистский монтаж с элементами фильмов ужасов — о теле, освобождающемся от идеологии. Конечно, далеко не все работы здесь повествуют о том, о чем вы боялись спросить. Тонкие пейзажи спальных районов от Павла Отельнова, покосившийся барак от нижегородцев Владимира Чернышева и Артема Филатова, коллажи Ольги Кройтор разбавляют навязчивую телесность проекта, но в общем контексте выглядят урбанистическим активизмом. В общем, выставка получилась настолько провокационной, что некоторые сотрудники Музея Москвы уже внутренне подготовились к цензуре столичного правительства. Но именно такой и должна быть молодежная биеннале — полной исследовательского задора относительно собственного тела и его положения в обществе. В стране, где граница между законодательством и личной жизнью постоянно сдвигается все ближе к порогам частных квартир, эта выставка необходима.

 ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ 

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе