«Памятник Александру III - это не карикатура. Таким он и был»

«На комоде бегемот» - единственное, что знает среднестатистический продвинутый горожанин о памятнике Александру III. О непродвинутых и говорить нечего. Строго говоря, это не совсем правильно: памятник являет собой обормота на бегемоте, потому что комод - это пьедестал, на котором он стоял. Так в первоисточнике.

Воспитанные на грациозной эстетике барона Клодта, продвинутые граждане воротят от Александра III нос: натурально бегемот на комоде. Самое место ему там, за решеткой Мраморного дворца, отгороженному кустиками от взоров гостей города. И как вообще такая карикатура могла появиться?

Но эскиз памятника Александру Александровичу выбирали его сын, государь Николай Александрович и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Кто рискнет хотя бы подумать, что они решили посмеяться над его памятью?

Если это не ирония - значит, это правда. Таким он и был. Это не просто конная статуя. Это памятник, который можно нарисовать в учебнике истории в главе «Александр III и его время. 1881 - 1894» и не писать больше ничего.

Таких памятников немного, хватит пальцев одной руки. Стихийный император Петр I на Сенатской площади, разделивший историю России на до и после себя. Экспрессия в чистом виде. Статичный, идеальный и совершенный император Николай по другую сторону Исаакиевского собора. Верхняя точка империи - он запомнился тем, что повесил декабристов и чуть не расстрелял Достоевского, но при этом все открыточные виды Петербурга построены именно в его царствование. Екатерина II в окружении не абстрактных аллегорий, а реальных своих сподвижников, которые составили ее славу. Ну и про лицом к торговле - спиной к искусству, это мы помним.

Наконец, Александр III. Грузный, тяжелый, неотесанный. Император, ходивший в заштопанных штанах и строивший железные дороги. «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбу» - вы думаете, он может выглядеть как-то иначе?

Место, куда его переставить, – это что-то само собой разумеющееся. Конечно, он должен стоять на площади Восстания, потому что он создан именно для нее. И нынешняя стела в центре смотрится там так же нелепо, как нелепо смотрелся бы сам Александр III на площади Победы перед высотками, поставь его вместо Монумента героическим защитникам Ленинграда.

А если будут возражающие против переноса стелы - с ними легко договориться. Достаточно напомнить им, что это - памятник тому, кто сказал, что у России только два верных союзника - армия и флот. На возражающих это наверняка подействует.

АНТОН МУХИН

812'ONLINE

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе