Отхожий умысел

"Куда король пешком ходил" в Государственном историческом музее

В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка "Куда король пешком ходил", посвященная, как легко догадаться по игривому названию, истории того, как человечество справляло свои санитарно-гигиенические надобности. На выставке собраны экспонаты самого ГИМа, Музея Москвы, Мемориального музея космонавтики, нескольких других отечественных музеев, а также киевского Музея истории туалета. Соблюдение норм гигиены оценивал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. 

Опасающимся возможных раблезианских подробностей бояться в общем-то нечего: у выставки есть и вполне скучный подзаголовок "Гигиена в контексте истории", и рассказывать она намерена вовсе не только об истории уборных, а скорее о гигиене в самом широком смысле. Всяких старинных мыльниц, рукомойников и умывальников на ней ничуть не меньше, чем ночных горшков и тому подобного; есть даже чемодан с парикмахерскими принадлежностями и несколько ночных рубашек (они-то, казалось бы, причем). В лучших традициях советского санпросвета развешаны также детские рисунки с концептуальными девизами наподобие "Мойте с мылом руки, чтобы / Смылись вредные микробы". Рядом плазменная панель, бубнящая о важности гигиены для школьников, и стенд о вредоносности сушилок для рук, изрядно смахивающий на черный PR со стороны производителей бумажных полотенец. 


Надо сказать, жаль: изучение "культуры повседневности" во всех ее, даже забавных и низменных, аспектах — вполне себе почтенный тренд, западный рынок non-fiction из года в год пухнет от книг на эти темы. И даже про историю клозетов в общем-то есть что рассказать, причем вовсе не в тоне "чисто поржать". А тут какое-то горе луковое. Исторические сведения посетителю призваны сообщать стенды, украшенные фоном из рулончиков туалетной бумаги и неудачными заголовками (как вам "Поэзия и религия восточного туалета"?). Сведения сами по себе наивные, отрывочные, повторяющие общеизвестные штампы, да еще и подчас их перевирая. Королева Изабелла Кастильская мылась два раза в жизни — это из разряда анекдотиков, уместных в частном музее истории туалета, но не в Государственном историческом музее. "Уход за телом считался грехом во времена Святой Инквизиции, которая призывала к усмирению плоти и поощряла уничижительное отношение к человеческому телу" — во-первых, что это еще за "времена Святой Инквизиции", кое-где инквизиция действовала еще в XIX веке, во-вторых, инквизиция была следственным учреждением со вполне определенным кругом обязанностей, утверждать, что она запрещала людям мыться — это все равно что утверждать, будто сталинский НКВД учил мыть руки перед едой. 

Остается рассматривать экспонаты, витрины с которыми, правда, чередуются с планами московской канализации в конце XIX — начале XX века и с тогдашними же фотографиями канализационных сооружений (зрелище, мягко говоря, умеренное что по информативности, что по искрометности). Сначала несколько умильных моделек древних уборных, заставляющие вспомнить провинциальные краеведческие музеи, потом, как выражается этикетка, "бочка деревянная "Параша" XIX века". За "доунитазный" период отвечают несколько ночных ваз и суден, а также, вероятно, самый изящный экспонат всей выставки — деревянное "ретирадное кресло" (проще говоря, стульчак) николаевского ампира. По эстетичности с ним спорит разве что сложно устроенный туалетный стол конца XVIII века, в котором англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, предусмотрел и биде, и умывальный таз, и множество других галантерейных удобств. 

Потом приходит черед унитазов, с которыми, как выясняется, получилось как с ксероксом — одной из фирм, которые наладили его массовое производство, была компания под гордым названием Unitas (в переводе с латыни — "единство"). Какое-то время пальму гигиенического первенства держала Англия: в витринах стоит викторианский санфаянс, изысканный, как севрский фарфор, и даже в России, если верить рекламным проспектам предреволюционного времени, особенным успехом пользовались именно английские умывальники, разукрашенные, словно алтари, и "клозеты", марки которых именовались если не "Шекспир", так уж "Темза". 

Раздел, посвященный пресловутой "поэзии восточного туалета", грустнее. Здесь стоит современная китайская мебель "под старину" (предоставленная торгующими подобным товаром магазинами), а также чеканные кувшинчики, плевательницы и тазики. Их обаянием хочется проникнуться, но как-то мешают этикетки, сообщающие, что весь этот поэтичный Восток сделан в советской Средней Азии. У экспоната, снабженного этикеткой "Люлька детская с отверстием для мочи (используется в настоящее время)", тоже почему-то не хочется задерживаться. 

Обычным гражданам европейской части СССР тоже, если судить по выставке, приходилось несладко, потому что про их укромные нужды рассказывают только фотографии ленинградских общественных уборных 30-х годов (наружные, не интерьерные, и, кстати, как архитектурная "малая форма" эти павильончики неплохи) да плакат, велящий содержать квартиры в чистоте. Но зато повезло космонавтам. Нам рассказывают, что уже Юрий Гагарин имел возможность справить в невесомости все что нужно, и тут же показывают, как это делается: нужно использовать "Ассенизационно-санитарное устройство (АСУ)". От прочих гигиенических принадлежностей для космоса выставка переходит к финальному аккорду, выражая надежду, что с развитием высоких технологий жителям планеты станет доступен "туалет будущего". 

В самом дизайне выставки никакой футурологии нет, хотя с некоторым удивлением приходится отметить художественную изобретательность: изображая, видимо, общественное отхожее место, пол покрыли линолеумом с изображением плитки, и даже нос посетителя при входе в зал обоняет — не пугайтесь — запах туалетного освежителя воздуха. Но поскольку мы как-никак в России, инстинкт напомнил дизайнерам, что на полу нужно сделать и "лужицы" из блестящего лавсана — это, конечно, непревзойденная по трогательности деталь. Как и то, что у входа в выставочный зал ГИМа стоит грубовато сделанная фигура богини Гигеи (покровительницы чистоты, от имени которой произошло слово "гигиена"), покоящаяся на гигантском рулоне туалетной бумаги. Надо признать, исчерпывающее отображение того сочетания наивности, претенциозности и сомнительного вкуса, которым блистает выставка.

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе