О чем спорят в Питере

Наш колумнист рассуждает о судьбах современных художников-нонконформистов в России

Сергей Бугаев ("Африка") присвоил себе картины авангардистов, созданные в далеких 80-х, сославшись на то, что они были ему подарены.

Питер встречает теплым дождем и близящимся концом лета. Уходят белые ночи, самое романтическое время года.

- Десять месяцев мы ждем этой поры, длится она два месяца, а потом снова - мрак, дождь и ожидание белых ночей, - так говорят местные жители.

Неяркое солнце, чистые воды рек и каналов, блеск отреставрированной Адмиралтейской иглы ... После Москвы Питер радует божескими ценами, голубыми глазами жителей, изобилием картинных галерей и художников. Но если воды Невы спокойны, питерские художники бурлят.

В центре спора - художник и куратор Сергей Бугаев по прозвищу "Африка". Легендарный Африка играл важные роли и в культовом фильме "Асса" Сергея Соловьева, и в питерской и всероссийской культуре, отметившись от Эрмитажа до венецианской Биеннале. Этим летом он устроил в Академии Художеств на Васильевском острове выставку под названием "Асса: Последний ленинградский авангард". На выставке в роскошном зале, где наверху висят гигантские полотна классических художников, внизу контрапунктом были представлены небольшие работы авангардистов восьмидесятых годов, времен перестройки. Тогда они искали новое слово в искусстве, выдерживали "гонения властей", пытались продавать картины иностранцам и устраивать подпольные выставки. Африка уже тогда стал неофициальным куратором номер один неофициального искусства, и со временем упрочил свою славу.

Большинство имен художников нам ничего не говорят, не все выдержали экзамен на рыночность и снискали славу. А их картины лежали в закромах у Африки, который устраивал их выставки, и в загашнике музея Академии Художеств. Вместо того, чтобы порадоваться выставке, четверо художников подали в суд на Африку и на Академию Художеств - мол, картины наши. Африка и Академия иск отрицают - картины им были, по их словам, подарены в те далекие годы. По словам Африки, иск затеяли после того, как художника Андрея Хлобыстина "не взяли на выставку".

- Эти художники знали о своих произведениях и видели на выставках эти работы, они постоянно выставлялись, - сказал он.

Африка огорчен этой ситуацией и объясняет неожиданный для него поворот тем, что он согласился стать доверенным лицом президента Путина на последних выборах.

- С тех пор меня травят и устраивают ловушки. Эти художники - мои старые друзья, их, видимо, науськали белоленточники, - сказал он мне.


Портрет Сергея "Африки" Бугаева кисти Тимура Новикова

И действительно, недавно на Африку наехал Артемий Троицкий, либеральный арт-критик. Троицкий опубликовал свою переписку с трагически погибшим авангардным художником Владом Мамышевым-Монро - тот утонул в бассейне на острове Бали после большой дозы кетамина. В этих письмах Монро рассказывал, что Африка в компании с Сергеем Полонским заманили его с Бали в Камбоджу и там принуждали его изображать лидеров белоленточной оппозиции в непристойных позах и угрожали ему местью в случае отказа. Троицкий прозрачно намекал, что Африка причастен к смерти художника. Интернет взорвался от слухов. Не преминула спросить об этом Полонского и Ксения Собчак в недавнем интервью. Беглый олигарх сказал, что ничего об этом не знает, но Африка способен на всё.

- Россия - это ГУЛАГ, Африка - злодей, - сказал он в своем тель-авивском особняке.

Бедный Африка, веселый, отзывчивый, разговорчивый человек, вдруг превратился из всеобщего любимца в объект грязных сплетен.

Реальных оснований не было. Покойный Мамышев, любивший ходить в женском платье а-ля Мэрилин Монро (отсюда и прозвище), был хорошо известен в светских кругах. Давно подсевший на тяжелые наркотики, он впадал из депрессии в эйфорию, часто пытался покончить с собой и писал безумные письма. О его отношении к людям можно судить по такой истории.

Он прожил около года у собрата-художника Алексея Гинтовта - попросился переночевать на одну ночь и никак не соглашался съехать. Наконец Гинтовт выкинул его вещи на лестничную клетку, и Монро приземлился в роскошной шестикомнатной арбатской квартире Бориса Березовского. Оттуда он написал всем, как он страдал у мучившего его Гинтовта, и как рад, что вырвался на волю. Но увы, радость была недолгой. В первую же ночь Монро спьяну спалил квартиру Березовского, и его охранники вернули к Гинтовту, к вящему недовольству оного...

Поэтому серьезно относиться к письмам покойного Монро, как и к его прижизненным словам, очень трудно. Нет знакомого, о котором он не сказал бы гадости, находясь в удрученном состоянии духа. Но ему прощали, зная его безответственный нрав. Наверняка и Троицкий это знал, но это ему не помешало обвинить Африку, а "Новой газете" - опубликовать его нападки.

Да, трудно быть нон-конформистом. Но теперь Африка узнал на собственной шкуре, что настоящий художник-нонконформист в России - не тот, кто гуляет в женском платье, а тот, кто поддерживает президента...

Исраэль ШАМИР

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе