Неизвестный известный Константин Маковский

Константина Маковского знают все.
Его «Дети, бегущие от грозы» отпечатались в сознании у многих ещё с детства. Работа «Минин на площади Нижнего Новгорода» раньше, кажется, была в каждом учебнике по истории. 

Портреты чиновников и военных Российской империи также служат иллюстрациями к их биографиям. И если не копаться в истории его жизни, может сложиться впечатление, что Костя был таким приличным художником-передвижником, поднимал социальные темы, часто обращался к русской истории, писал женские портреты в национальных костюмах. Это конечно так, но….

Константин был настоящим денди и франтом своего времени. Он был очень талантливым и амбициозным и старался брать от жизни всё.

Вспомним кратко его первый период жизни.


 Родился в 1839 году в Москве в семье художника, да и вся его семья была склонна к искусству. Брат Николай тоже известный живописец. В 12 лет Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где уже тогда стал лучшим студентом, в 18 лет — в Императорскую Академию художеств. Которую, кстати, формально не закончил, потому что произошёл бунт четырнадцати. Художники отказались писать дипломы на заданную тему, и Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Народничество, социальные проблемы, искусство в массы — вот всё, что волновало молодого мастера. А, хотя нет. Бунт — это ещё и модно. Скандал никогда не помешает. Маковский уже тогда писал довольно дорогие портреты богемной публики, и никогда от этого не отказывался. Народничество — это одно, заработать денег — чуть другое. И хотя может показаться, что я его уже начинаю осуждать — это совершенно не так. В отличие от его современников и многих искусствоведов, я им истинно восхищаюсь.

В 1867 году Константин женился на Елене Тимофеевне Бурковой — юной актрисе Александрийского театра. Стоит ли говорить, что актрисы обладают особенной обворожительной силой и часто весьма прелестной внешностью? А теперь добавим к этому то, что у художника уже был внебрачный ребёнок… Брак продлился всего 4 года. Нет, Елену он и правда очень любил, хотя её портретов почти не писал. Говорят, был только один, вместе с его мамой, но я уверен — были ещё хотя бы какие-то этюды, просто они не известны и не сохранились. Жена заболела и ей порекомендовали уехать на юг. И они решили поехать в Египет, где она и умерла. Но сама поездка, если и не изменила художника, то сильно повлияла на его творчество.

А теперь мы посмотрим на Маковского как на художника-ориенталиста. Ориентализм — это течение в Западном искусстве, вдохновлённое восточными мотивами, философией, сюжетами и прочей экзотикой. В живописи распространилось со времён Египетского похода Наполеона. С ним отправилось много учёных, исследователей и художников, которые и занесли новое веяние в Европу. Вообще, представить 19 век без влияния ориентализма весьма сложно. Опиумные курильни, экзотические куртизанки, лавки восточных древностей, эзотерические общества — культурный обмен с колониями великих империй вышел на новый уровень. В живописи одними из самых известных ориенталистов являлись Делакруа, Энгр, Фромантен, Жан-Леон Жером. Да и Верещагин глянул на весь этот тонкий Восток со стороны Российской империи, точнее Средней Азии. Хотя не могу не вспомнить и жившего много раньше Рембрандта. Он собирал всевозможные предметы с Востока, которые потом использовал при написании картин. Не обошёл стороной модную тенденцию и Костя. Просто невозможно не отметить, глядя на его работы этого направления, их схожесть с вышеперечисленными мастерами. Было ли в том их влияние? Не берусь утверждать так строго. Картина «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» была написана по эскизам из его поездки для наследника императора Великого князя Александра Александровича. Но писал он её уже в Париже.  Будем считать, что Маковский с рядом своих работ почётно входит в их круг.  В конце концов французские ориенталисты все друг на друга похожи и все друг на друга влияли.







Константин к тому времени был уже неприлично богат, всё ещё молод и красив. Уже через год на балу он знакомится с Юлией Летковой. Ему было 35. А ей 15. Это сейчас у нас скандалы на ТВ по таким поводам, а тогда — хорошая партия. Для обоих. Через год они поженились и уехали в Париж.

Вторую жену Константин писал куда чаще первой.



Надо сказать, что характеристику, которую я пытаюсь ему дать, я конечно же беру не с потолка. В Париже Константин встретился с Репиным, и тот про него позднее написал: «Красивый молодой блондин, уже прославленный, уже богач». А вот слова самого Маковского: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин.» В Париже он жил на Бульваре Клиши, тусовался с Тургеневым и местной светской публикой.



Про царственную роскошь тоже надо сказать отдельно. Его мастерская была мастерской настоящего художника. Костюмы, ковры, украшения, шкатулки, антиквариат — собрал целый музей. Многие предметы из его собрания сохранились в вечности на его полотнах.



В чём же секрет его успеха? Прекрасная техника, работа с тоном, цветом, визуальная глубина картин, внимание к деталям — даже не буду об этому говорить, очень часто в данном вопросе это всё не показатель. А секрет его во многом в том, чтобы чувствовать веяния и вкусы публики. Он знал, когда надо взбунтоваться против Петербургской Академии художеств. Знал, когда надо надавить на социальные темы, когда вписаться в круг ориенталистов. Очередная Русско-Турецкая война? Ну так тут вообще можно и сыграть на всём сразу. Написал прекрасную работу «Болгарские мученицы».



А что на родине? В 1883 году Константин отказался предоставить одну из своих работ на очередную передвижную выставку, потому что хотел свозить её за границу. Из-за чего серьёзно разругался с Крамским. О нём начали поговаривать, что исписался Костичка, продался буржуинам за бочку варенья и корзину печенья, да и вообще всегда был недалёким, неглубоким писакой, а не художником. Нисколько не умаляя заслуг несомненно Великих русских художников, которые его недолюбливали, хочу сказать, что во многих из них просто вспыхнула банальная зависть. К деньгам, к успеху, да и к его таланту. По технике он превосходил многих. Духовность, социальные проблемы общества? Лишь одна из концепций. Русская литература и русское искусство второй половины 19-го века, напирающие на эти проблемы, сыграло не последнюю роль в последующей революции, которая прервала эту самую русскую школу живописи, да и смела саму Россию. В остальном мире, что ли, проблем было меньше? Ага, спросите у двенадцатилетних детей на фабриках Ливерпуля. Вот слепой мальчик из Лондона явно стал бы объектом творчества, например, Репина. Только там такое искусство не очень-то жаловали. И революций в итоге избежали.



Но, вернёмся к Константину. Уверен, на Маковского произвёл впечатление Парижский салон. Это одна из самых престижных художественных выставок Франции, которая с 17 века проводится до сих пор. В 19 веке через него прошло много известнейших художников. Можно даже говорить об отдельном направлении — искусство Парижского салона 19 века. Ниже я вам покажу известную картину Сэра Лоуренса Альма-Тадемы — «Розы Гелиобала»:



Написана она в 1888 году. А теперь внимание, ниже картина Константина Маковского, которая написана в 1880-е годы. Не могу найти точного года.



Это касаясь неизвестности Маковского. Стоит посмотреть на его другие «салонные» работы:






В 1889 году Константин едет на очередной Парижский салон. Там он выставил в числе прочих и картину «Суд Париса». Её купил американский  бизнесмен Чарльз Шуманн. Картина принесла мастеру золотую медаль и звание Рыцаря почётного легиона. На торгах Сотсбис она уже много позже ушла за $2 088 000. Кстати, Шуманн купил и его «Боярский пир» за $60 000. Это тех долларов, а не теперешних зелёных фантиков, которые вы возите в Тайланд, или куда там… С учётом инфляции напрямую это примерно $1 500 000 года текущего, по сравнению с labour value (сравнение по зарплате рабочего) это, внимание, $8 000 000!

Там же Маковский познакомился с Марией Матавтиной. Ему 50 лет. Ей 20. Пфф, велика разница, если у тебя вагон и маленькая тележка денег, ты всё ещё красив и известен. В общем, погулял в Париже на славу, получил внебрачного сына. Наш пострел везде успел. Жена как-то не оценила поступка и развелась с ним. Ну ничего, в 1898 году Костик женится на Марии. С ней он и прожил до конца жизни.



В 1901 году Маковского пригласили в США. Известный художник, прекрасный портретист — там таких любят. Да и людей с деньгами достаточно. Недолго думая, Константин с женой отплывает в Новый свет. Посол в США от Российской империи, его давний знакомый — граф Кассини плывёт с ним. Во время путешествия некоторые работы для выставок, к сожалению, были повреждены. Тем не менее граф представил художника тогдашнему президенту Штатов Теодору Рузвельту. И Маковский получил заказ. Очень быстро ему удалось написать портрет Тедди. Кстати, если на родине его и обвиняли в западничестве, то там он был вполне представителем русского стиля. Портрет приняли хорошо, и он висел в Белом доме. Какое-то время… Потом куда-то пропал. Вообще, Маковский в Штатах написал ещё несколько портретов, но выставить их в России ему не удалось…

Скончался мастер в 1915 году в результате несчастного случая. В советское время его не очень любили, а на Западе наряду с Айвазовским он до сих пор очень ценится. В завершение покажу четыре его работы, которые вы вряд ли где-то видели. Сейчас они находятся в Лондоне в Sphinx fine art gallery, специализирующейся на классическом и русском искусстве. Работы времён восточных поездок Константина, выполнены акварелью и гуашью.





Автор
CORNETSFUMATO
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе