Нефертити теперь - москвичка

Российский военный завод помог изготовить удивительно точную реплику знаменитого бюста египетской царицы

Последние месяцы бесконечные очереди в ведущие московские музеи доказали, что страстному желанию горожан и гостей столицы приобщиться к прекрасному не способны помешать ни морозы ни томительные часы ожидания. И вот, на культурной карте города, среди прекрасных выставок и презентаций появилась еще одна очень яркая точка: в Библиотеке им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, что на Новодевичьем проезде, в канун Нового года была представлена уникальная, музейного качества факсимильная копия знаменитого бюста египетской царицы Нефертити. Точеный профиль царицы в синем парике давно уже стал визитной карточкой не только всего древнего искусства, но и Египетского музея в Берлине, где хранится оригинал.

Специально для «Труда» Сергей Куприянов, директор библиотеки, рассказал о том, как египетская царица появилась в Москве.



 Фото предоставлено Библиотекой им. М. А. Волошина

Директор Библиотеки им. М. А.Волошина Сергей Куприянов

- Сергей, поздравляю с появлением шедевра в вашей прекрасной библиотеке. Не скрою, сразу же возникает вопрос, насколько ценной может быть копия великого шедевра?

- Спасибо! Эта реплика – удивительна и, конечно же, чрезвычайно ценна. В ее основе – результаты трехмерного сканирования оригинала в Берлине, которые мы получили в начале лета. Познакомившись с этими материалами, мы загорелись мыслью о том, что подобного в России никогда не было, и приняли решение начать проект «Образ Нефертити». Полученные из Германии данные были переданы на один из российских военных заводов, руководство которого с особой тщательностью сделало первое воспроизведение «объекта 21300», как Нефертити иногда называют в Берлине по номеру инвентарной книги музея. Затем на основе первого отпечатка на трехмерном принтере была сделана гипсовая отливка. Этот материал – естественный для Нефертити, ведь оригинал выполнен из известняка который был покрыт слоями гипса, а затем расписан. Уже на этом этапе мы поняли, что в файле сканирования есть недочеты, «слепые» места в области век, губ и затылка царицы…

- То есть файл оказался с ошибками?

-Нет, он был намеренно упрощен, чтобы никто не воспроизвел Нефертити с максимальной точностью. Именно на этом этапе к работам по нашей просьбе подключился известный московский художник Эдуард Агапов, который взялся не только расписать памятник так, чтобы он максимально возможно воспроизводил оригинал, но и отважился доработать скульптурные недостатки отливки. Российский египтолог Виктор Солкин, который курирует в нашей библиотеке уникальные восточные фонды, собрал для мастера гигантское портфолио: это сотни фотографий бюста Нефертити, данные о покрывающих ее пигментах и фактурах, материалы о том, как инкрустирован глаз царицы.

Дальше были четыре месяца кропотливого, изнурительного труда Эдуарда, который с особым вниманием и ответственностью подошел к работе. И мы сами и наши гости, уже увидевшие невероятный, поразивший всех результат, чрезвычайно ему признательны.

- У бюста инкрустирован, как я помню, только один глаз?

- Да. Этот портрет Нефертити – скульптурная модель, созданная в 14 веке до новой эры главным придворным скульптором Тутмосом. Другие мастера, которым не позировала царица, копировали ее образ именно с этого бюста, главного и очень парадного. В его основе – маска, снятая с лица живой царицы.

Египтяне верили, что в изображениях живет часть сущности человека, его «Ка» или жизненная сила. Если бы бюст полностью повторял облик Нефертити, то его повреждение нанесло бы, по их представлениям, царице непоправимый вред. Поэтому инкрустирован только правый глаз, в оригинале – горным хрусталем и черным деревом, в нашем случае – стекловидным акрилом. Несмотря на использование современного материала «взгляд» царицы передан очень точно, со всеми внешними особенностями инкрустации.

- То есть это точная копия великого шедевра?

- Совершенно верно, это – уникальная копия бюста Нефертити, ничего подобного в мире нет. Она вызвала кстати, и восторг коллег из Берлинского музея, которые никак не ожидали, что у русского мастера Эдуарда Агапова получится сделать тот образец «чистой красоты», которым человечество восторгается с 6 декабря 1912 года, когда в руинах египетской эль-Амарны немецкий археолог Людвиг Борхардт нашел великий шедевр. Эдуард Агапов очень точно передал палитру росписи бюста, сложные фактуры «бархатного» парика и лица, которое отливает атласным блеском благодаря специальному воску; отражены в копии и все исторические повреждения оригинала. Конечно, есть разница в мазках древнего и современного мастера, в незначительных деталях повреждений лица – это все-таки ручная работа.

- Как отреагировали читатели и гости библиотеки на появление у вас «Образа Нефертити»?


                                           
                                               Директор библиотеки Сергей Куприянов.

- Они привыкли к нашим безумствам (смеется). Мы много лет серьезно занимаемся востоковедением, у нас хранятся уникальные книги по Египту и культурным связям России и стран востока, коллекции подлинных произведений древнеегипетского и буддийского искусства, архивы великих русских ученых-востоковедов – Олега Берлева, Аллы Еланской, Владимира Ларченко, Елены Молодцовой. Нефертити воцарилась в очень гармоничном пространстве – ее соседи – это тысячи книг по культурам Востока на шести языках и подлинная египетская храмовая стела 3 века до новой эры. Все это часть нашей концепции «Объект в библиотеке», согласно которой гость, пришедший увидеть уникальный памятник или раритет, знакомится с нашим пространством, узнает, что у нас часто читают лекции известные эксперты Москвы, Петербурга и Европы, а в итоге – берет книгу и становится нашим читателем. Наши восточные фонды очень востребованы, мы стараемся их постоянно пополнять актуальной литературой.

- Удивительно! И это на фоне разговоров о том, что печатная книга устарела?

- Конечно. Если библиотека концептуально цельная, если она способна предоставить читателям уникальные сервисы и возможности, уютна и красива, то в нее охотно идут люди, несмотря на «цифровой век». Под сухим словом «сервисы» кроется огромное пространство возможностей: увидеть уникальную копию Нефертити или подлинные статуи Будд из Мьянмы, выпить чашку чая, взять книгу или газету, понять, что библиотека – это уютная, современная и красивая городская гостиная. А еще здесь легко встретить единомышленников, многое узнать, да и просто посидеть в сети в красивом медиацентре, на стенах которого – редкие авторские фотографии храмов и садов Японии. Это очень важно в наше время суеты и агрессии. Приятно, что эти наши инициативы очень поддерживает руководство – Департамент культуры Москвы и генеральный директор библиотек ЦАО Марианна Левитова – очень яркий и успешный эксперт, которая вместе с единомышленниками вдохнула новую интересную жизнь во многие полузабытые книгохранилища города.

- Прекрасно, что Ваши труды замечены и оценены. Однако вернемся к Нефертити. Какие чувства она вызвала у первых ваших гостей, которые ее увидели?

- Восторг. Люди стояли, молча, и не верили своим глазам. Потом – подходили ближе, вглядывались в черты лица царицы и ее улыбку – в Берлине вы никогда не подойдете так близко к Нефертити, которая стоит на высоком постаменте под колпаком из пуленепробиваемого стекла. А у нас – это возможно. Нам с коллегами этот проект очень напоминает суть жизни Ивана Цветаева, который, создавая Музей изящных искусств (нынешний ГМИИ им. А.С. Пушкина), ратовал за то, чтобы в своем родном городе, Москве, человек мог увидеть отблеск великого шедевра, многое понять, узнать и, главное научиться. Недаром во время открытия своего музея Цветаев расположил в одном из самых красивых его залов библиотеку по всемирному искусству. Это самая суть прекрасной идеи просвещения, которой мы так дорожим. И еще, знаете, соседство с такими великими памятниками, пусть даже и посредством музейной копии, невероятно вдохновляет, заставляет многое в своей жизни пересмотреть и, главное, заставляет вновь и вновь делиться пережитой радостью и накопленными знаниями с теми, кто переступил наш порог. Это – счастье!
Автор
Сергей Бирюков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе