Назад в XXI век

Третьяковская галерея представила панораму искусства «нулевых».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе


В Новой Третьяковке открылась выставка «Искусство 2000-х». Кураторы смело характеризуют этот проект как «первый опыт музейного осмысления художественных процессов в российском искусстве начала XXI века». На самом деле замах еще больше: сделать не просто культурный срез эпохи, но создать ее визуальный образ, вывести формулу «нулевых». Получилось отчасти. Но и это дорогого стоит.

Экспозиция включает работы двух поколений художников: тех, кто вышел на арт-сцену еще в конце 1980-х — 1990-х, но снискал широкий успех в 2000-е, и тех, кто заявил о себе уже в новом тысячелетии. Первых представляют Анатолий Осмоловский, Дмитрий Гутов, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, AES+F, вторых — Арсений Жиляев, Андрей Кузькин, Ирина Корина, группа «Промвыза», Хаим Сокол… В обоих случаях список далеко не полный. 

Под стать пестрому набору персоналий и жанровая разноголосица: традиционная живопись на холсте сочетается с видеоартом, фотодокументациями перформансов, инсталляциями и скульптурными объектами. В одном пространстве столь разные явления сосуществуют беспокойно — ощущения гармонии и диалога, увы, не возникает. Возможно, виной тому неизбежная фрагментарность отбора (от большинства авторов — по одной работе или мини-циклу), возможно — индивидуализм самих миллениалов, кажется, органически чуждых любой «стайности». 

Даже если брать работы одного жанра, есть ощущение, что они с разных планет. Например, медитативное видео «Озеро» группы «Синий суп» (неподвижное созерцание метафизического пейзажа) кажется явлением иного порядка, нежели социальный эксперимент «Ожидание» Владимира Логутова — демонстрация группы повседневно одетых людей, чего-то выжидающих и переминающихся перед камерой.

То же справедливо и для объемных объектов. Дмитрий Гутов в цикле «Забор» (металлические решетки с коваными «иероглифами») играет на контрасте грубой фактуры и изысканного, почти медитативного общего облика: издалека конструкции выглядят как росчерки тушью на тетрадях в клеточку. А у не менее удачной и в общем-то красивой конструкции Сергея Шеховцова «392 по Фаренгейту» задача совсем иная: напомнить человечеству об экологической катастрофе и опасности превращения планеты в свалку.

Однако кое-что представленные работы и их авторов все-таки объединяет. Это — время. Можно спорить, насколько удачны те или иные произведения в отдельности, но вместе они становятся «осколками» эпохи, вольно или невольно выражают ее настроения, чаяния, интонацию. 

Так, серия огромных холстов «Подводный мир» Дубосарского и Виноградова выглядит идеальной метафорой легкомысленного гламура: красивые девушки и парни, будто сошедшие с рекламных проспектов, беззаботно развлекаются на дне морском, в окружении рыбешек и колышущихся водорослей. 

В свою очередь хулиганская фотосерия «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы» воспринимается как свидетельство интеллектуального нигилизма творческой молодежи тех лет. Выложить фигуры на полотнах Малевича из кусков колбасы и хлеба? Почему бы и нет? Осмеяно может быть всё и вся...

Нарочитая заумь и легкомысленность, хаотичность и целеустремленность — в экспозиции, как и в героях «нулевых», всё это сплелось воедино. И осталось в прошлом. Гуляя по залам, понимаешь это особенно отчетливо. Впрочем, эффектно простившись с десятилетием минувшим, Третьяковка уже сделала первый шаг к «музеефикации» десятилетия текущего, приняв в дар от «Винзавода» коллекцию новейших произведений из цикла «Вечная молодость». Возможно, вскоре они станут основой экспозиции, посвященной 2010-м. Ведь искусство не стоит на месте. И жизнь продолжается.

Автор
Сергей Уваров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе