Может, зря ругал авангард академик

Что-то он на художника не похож. На депутата больше или фээсбэшника. Картины какие-то аляповатые. Да и краски он явно не жалеет. А рамки-то дорогущие. «Что вы хотите - москвич!» - такие ехидные реплики раздавались на открытии выставки Василия Нестеренко в Ярославском художественном музее.

НЕСТЕРЕНКО - самый молодой из народных художников России. Академик. Родился в 1967 году на Украине. Окончил московский институт имени Сурикова. Еще будучи студентом, сделал натурный рисунок со статуи Микеланджело «Давид» в натуральную величину. Таких больших рисунков известно всего несколько, и созданы они были в императорской Академии художеств. Делал сложнейшие копии Ван Дейка. В 1991 году у Нестеренко состоялась персональная выставка в Японии, приуроченная к визиту Михаила Горбачева. Стажировался он и в Америке. Был студентом художественного института ПРАСС. Сейчас в Москве работает галерея Василия Нестеренко.


Творит Василий Игоревич воистину с микеланджеловской мощью. Создал уже более 1000 работ. Одна дипломная, шестиметровый холст «Триумф Российского флота», чего стоит! А с полотном «Отстоим Севастополь!» и вовсе скандал вышел. В 2005 году на открытии выставки в городе -герое Нестеренко развесил билборды с названием картины. Украинская пресса усмотрела в этом политическую подоплеку. А грандиозные фресковые росписи храма Христа Спасителя! Нестеренко досталось 4 сюжета. Обычно росписи делают бригады по 5 - 6, а то и по 12 человек, а Нестеренко работал без помощников. По 14 часов в сутки под резкие звуки пилы и скрежет гвоздей. В это время в храме шли строительно-монтажные работы. И хотя в музее к академику отнеслись с большим пиететом, сам он пребывал отнюдь не в лучшем расположении духа. Мэтра расстроило то, что ему выделили мало залов. Некуда было повесить даже столь любимый портрет супруги. Та обиделась. Авангард-наследник Брюллова и Сурикова обозвал бездумным искусством, а «Черный квадрат» Малевича - советской оформиловкой.

В экспозиции - серия афонских работ, портреты деятелей культуры, пейзажные циклы. В центре одного из залов, под стеклом, монография о его творчестве размером с амбарную книгу. Из премьер - полотно «Молитва». На нем изображен Иван Сусанин, стоящий на коленях в снегу, за несколько минут до смерти. Художнику позировал костромской священник. По мнению живописца, лица за многовековой период не изменились. Стоит приставить к любому мужскому лицу бороду - готовый ратник и князь. Покрой, как положено, платок, надень, то, что соответствует эпохе, табелю о рангах, - и вот она, смиренная холопка или чернобровая боярыня. А вот ездить за лицами можно в любые монастыри. Сложнее с душой - за 4 - 5 веков она покрылась коростой злобы и недоверия. Впечатляют женские образы. «Алена» - миловидная девушка с букетом разлетающихся во все стороны ромашек не кто иной, как правнучка знаменитого писателя и журналиста Владимира Гиляровского.

Несмотря на мастерство, работы Нестеренко вызывают противоречивые чувства. Они напоминают тетрадь отличника - красиво, придраться не к чему. Вот эта-то безошибочность и настораживает. Скучно становится. Может, зря вы авангард ругали, академик?

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе