Меж двух огней

Третьяковская галерея и Эрмитаж отмечают 150-летие Василия Кандинского "Контрапунктом"
Фоторепортаж: Выставки Василия Кандинского в Москве
Видео из Третьяковскй галереи
Несмотря на то, что 150-летие со дня рождения Василия Васильевича Кандинского мы будем отмечать 4 декабря, звезды сложились так, что за 8 месяцев до этой даты в Москве показываются сразу 7 работ знаменитого мастера. Правда, в разных местах. Две - в Третьяковской галерее, одну - в посольстве Германии и четыре работы на выставке "До востребования…" в Еврейском музее и центре толерантности. Словом, есть повод воскресную прогулку по Москве посвятить Кандинскому.

Но по порядку. Самая ранняя работа - "Изящный променад" (1904) представлена в посольстве Германии. Это работа из частной московской коллекции, похожая на подготовленную доску для печати гравюры, явно относится к мюнхенскому периоду увлечения югендстилем, деревянной гравюрой и времени объединения "Фаланга", созданного Кандинским и его друзьями с намерением несколько расшевелить художественную жизнь Мюнхена. Собственно, в это же время у Кандинского начинается роман с художницей Габриэлой Мюнтер, бывшей его ученицей, той самой, благодаря которой сохранилось наследие Кандинского в Германии. Автор этой работы, на которой дамы в пышных кринолинах неспешно гуляют среди подстриженных деревьев в кадках, казалось, был на перепутье между "Миром искусства" или народным лубком.





Но проторенные дороги не для него. Один раз он уже предпочел неизвестность. Считается, что на ненадежный путь живописца благополучного юриста тридцати лет, которого могла ожидать блестящая карьера, подвигла выставка импрессионистов в Москве, вагнеровский "Лоэнгрин" в Большом театре, и последней каплей стало - представьте себе! - известие об открытии радиоактивности физиком Антуаном Анри Беккерелем. Как признается Кандинский: "…Разложение атома …отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся на воздух и растворился в нем". Второй раз перемена участи - уже живописца - происходила примерно по той же схеме. Интерес к народной баварской живописи на стекле соединился со штудиями ученого труда Вильгельма Воррингера про "абстракцию и вчувствование", а концерт Шёнберга стал потрясением, открывшим новые горизонты в искусстве. Музыкальный термин "контрапункт" стал одним из ключевых в его живописной системе. Но не хуже, чем его теорию, этот термин описывает личность художника, в котором страсть к познанию уживалась со мощной эмоциональной восприимчивостью и жаждой духовного прозрения.

Так что название "Контрапункт" для проекта в Третьяковской галерее Кандинскому, вероятно, понравилось бы. "Контрапункт" в данном случае - это встреча (или "со- и противозвучие", выражаясь слогом художника) двух больших работ - "Композиции VI" (1913), из собрания Эрмитажа, и "Композиции VII" (1913) из коллекции ГТГ. Для них выстроено специальное пространство - не белый куб, а затемненный шестигранник, в котором зритель оказывается между двумя огромными полотнами. Ему еще предшествует закольцованное (и также полутемное) пространство, где на двух экранах с помощью компьютерной графики, реконструируется вероятный путь создания этих композиций.





Композиция VI



Композиция VII

Те, кто решит, что этот образовательный ликбез и аттракцион с "анимированной" абстракцией можно пропустить, заблуждается. Поскольку перед нами оказывается закольцованный сюжет, объясняющий, что, собственно, сталкивается-соединяется в нынешнем контрапункте. История "Композиции VI" восходит к утраченной графике на стекле "Потоп" (1911), от которой осталась фотография. Что касается истории "Композиции VII", то на роль "точки отправления" претендуют акварель "Страшный суд" (1911-1912), полотно "День всех Святых.II" (1911) и несколько рисунков пером. Если коротко, то две составляющие этого контрапункта суть Потоп и Страшный Суд. Именно между ними оказывается зритель (и человечество), если исходить из логики развития сюжета.


Наконец, на выставке "До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев" в Еврейском музее и Центре толерантности можно увидеть еще четыре работы Кандинского разных лет. "Импровизацию 4" (1909) - из Нижегородского художественного музея, пейзаж "Южное" (1917) из Астраханской картинной галереи им. П.М.Догадина, "Футуристический рисунок" (1910) из Козьмодемьянского музейного комплекса и "Музыкальную увертюру. Фиолетовый клин" (1919) из Тульского областного художественного музея.

В итоге получилось что-то вроде московского концерта в трех частях - с посвящением Василию Кандинскому.



В Третьяковке открылась выставка работ Василия Кандинского (телеканал "Культура")


Автору первого в истории абстрактного произведения Василию Кандинскому принадлежит такая фраза: «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама». Кандинский много писал о теории беспредметной живописи. Буквально разжёвывал для читателей все смыслы нового искусства. Прошло больше сотни лет, а разъяснять всё ещё приходится.

В Москве на этой неделе открыта совместная выставка Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа. Два музея предоставили для неё по одной картине Василия Кандинского. Всего два полотна, но в них и метод, и теория, и путь от предметной живописи к абстракции, к вершине творческой эволюции этого художника. «Композиция VI» и «Композиция VII» написаны в 1913 году, то есть в мюнхенский период жизни и творчества автора. Композиции Василия Кандинского выставили друг напротив друга, лицом к лицу.

«Если бы они висели рядом, мы бы их сравнивали между собой. А так мы можем смотреть сначала на одну, потом на другую картину, и погружаться в нее. В своей книге о духовности в искусстве Кандинский говорил, что зритель должен именно погружаться в творческий мир художника, что душа человека таким образом уподоблена роялю», - поясняет куратор выставки Людмила Бобровская.

Поэтому помимо двух картин Кандинского, на выставке демонстрируется и мультимедиапроект под названием «Путь к абстракции». На двух экранах – реконструированная последовательность создания композиций, такое разложенное на этапы развеществление предметных форм. В основе этого проекта – комментарии самого автора, его эскизы. Так публике становится понятнее замысел гения.

Видео телеканала "Культура"
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150662/

Автор
Жанна Васильева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе