Мастер детали: выставка Павла Федотова открылась в Русском музее

Выставка Павла Федотова, мастера жанровой картины, живописца, графика и акварелиста XIX века, открылась в Корпусе Бенуа Русского музея 22 октября. Экспозиция посвящена 200-летию со дня рождения художника и демонстрирует 100 графических и 40 живописных произведений, которые составляют практически все творческое наследие автора.
Картины предоставили фонды Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Ивановского областного художественного музея, а также частные коллекционеры.

Генеральным спонсором выставки стал Банк ВТБ, который помогает Русскому музею с 2002 года и активно участвует в популяризации русского искусства. На вернисаже выступил Юрий Левченко, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра - старший вице-президент Банка ВТБ: «ВТБ более 10 лет является другом Русского музея. Вместе мы воплотили уже целый ряд проектов. Экспозиция работ Федотова по-новому представляет знакомого каждому с детства хрестоматийного художника и позволяет понять его творчество глубже. Это подтверждает и хорошо продуманное внутреннее устройство выставки: когда идешь по залам, жизнь Федотова будто бы проходит перед глазами. Я уверен, что выставка будет хорошо принята зрителями».



Выдающийся рисовальщик, Федотов не был профессиональным художником. Он служил в Лейб-гвардии Финляндского полка и в 19 лет, почувствовав свое призвание, поступил в рисовальные классы Академии художеств. Его творческая одаренность проявилась еще в ученические времена: он зарисовывал своих сослуживцев, создавая шаржи и портреты, сцены из полевых учений («Братья Дружинины», «Портрет отца художника», «Офицер и дама бубен»). После поступления в рисовальные классы Федотов пишет первые характерные жанровые картинки, которые стали положительным опытом для дальнейшего развития социально-критических и характерно-бытовых тем в его живописи последующих лет («Уличная сцена в Москве во время дождя», «Передняя частного пристава накануне большого праздника»).

Приоритетными техниками для Федотова долгое время были рисунок, акварель и сепия. Удивительно, насколько тонко проработаны его акварели. Их можно рассматривать очень долго, наслаждаясь нежными переходами света и тени на лицах, аккуратно и достоверно прописанными деталями — вплоть до ниточки эполета на солдатском мундире. Поражает также фотографическая точность портретов и в то же время их некая отстраненность и аллегоричность, которой Федотов добивается, четко отделяя силуэт от фона жирной карандашной линией.


Фото: Агенство "Интерпресс"

После 1946 года художник принимается за новую для себя технику — живопись. Профессиональная карьера живописца Федотова была очень короткой — всего восемь лет — но результативной и яркой. Его картины «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» принесли ему академическое призвание. В 1948 году он получил звание академика «по живописи домашних сцен». Тогда же Федотов встречается с Карлом Брюлловым, высоко оценившим творчество художника. Невероятный успех имели картины Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», выставленные в Академии художеств в 1849 году.

В начале 1850-х годов Федотов создает серию портретов, тяжело болеет, из-за депрессии не может работать. В 1952 году он умирает в психиатрической лечебнице Всех Скорбящих. Одна из известных картин Федотова последних лет — «Игроки». Молодые люди собрались вокруг стола в полутемной комнате при свете свечи, на стене пляшут тени. Это единственная работа, которую кураторам выставки не удалось привезти. Она находится в Киевском музее русского искусства, и в сложившихся политических обстоятельствах транспортировка ее оказалась невозможной. Однако на экспозиции представлены наброски к «Игрокам», которые производят едва ли не более сильное впечатление, чем сама картина. Недописанные силуэты гусаров, только прорисованные карандашом, кажутся призраками и придают изображению жутковатый сюрреалистический оттенок.

Экспозиция строится по отдельным темам: в первых залах располагаются рисунки, выполненные Федотовым еще в пору его работы полковым живописцем, затем — его знаменитые сепии, относящиеся ко времени, когда Федотов хотел стать «русским Хогартом» и на русский манер повторял творчество английского современника. Следом — так называемые нравственно-критические зарисовки. Есть здесь и единственный пейзаж Федотова — «Зимний день. 20 линия Васильевского острова». Он был написан из окна дома на 21-й линии, где с осени 1949 года художник снимал квартиру. Драматическая насыщенность ландшафтной миниатюры сопоставима с наиболее поздними произведениями автора, в которых звучит тема безысходности и отчаяния.

Несмотря на свою печальную кончину, Федотов всегда будет ассоциироваться с жанровыми злободневными работами и останется в памяти непревзойденным мастером детали.

«У внимательного зрителя работы Федотова будут вызывать самые разные оттенки чувств, — рассказывает Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII- 1 половины XIX вв. Русского музея. — Взять хотя бы пять «Вдовушек»: если вы пройдете и каждую внимательно рассмотрите, вы заметите важные нюансы, которые отличают одну от другой. Обратите внимание, как мучительно Федотов искал цвет стен, наполнял предметами интерьеры».





Завершается экспозиция фильмом о художнике и витринами со сценическими костюмами из фондов Александринского театра: подлинной одеждой середины XIX века, театральными костюмами рубежа XIX—XX веков, созданными к знаменитой постановке «Маскарад», а также костюмами советского времени. «Это не выставка костюма — это зрители, — говорит Григорий Голдовский. — Они как бы вместе с вами смотрят фильм о художнике, наблюдают его жизнь».

Проект к 200-летию Павла Федотова родился из плодотворного сотрудничества двух крупнейших художественных институций — Третьяковской галереи и Русского музея. В Третьяковке сконцентрированы все сюжетные работы Федотова: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Не в пору гость. Завтрак аристократа», два варианта «Вдовушки». В Русском музее сюжетных вещей меньше, но есть огромное количество портретов, для которых кураторы отвели отдельный зал. Кроме того, Русский музей владеет обширной коллекцией графики.

«Федотов — одна из самых знаковых фигур в истории русского искусства, — рассказала Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, также присутствовавшая на открытии. — Его выставка с большим успехом уже прошла в Москве и также стала совместным проектом Третьяковской галереи и Русского музея. Мы тесно сотрудничаем друг с другом и стараемся сделать так, чтобы у публики была возможность увидеть одного художника в Москве и в Петербурге».

Юбилейная выставка - дань памяти выдающемуся художнику и человеку трагической судьбы Павлу Андреевичу Федотову - продлится в Русском музее до середины января 2016 года.









Фотографии Анатолия Медведя перепечатаны из "РГ"
Автор
Автор: Редактор
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе