Эту картину знает каждый, кто застал советское детство.
Она висела в школах, в домах пионеров, а может быть, у кого-то дома она украшала комнату или кухню. Весна, солнце, девочка-пионерка (рядом висят школьная форма и галстук) стоит возле кровати, раскинув руки и устремив взгляд куда-то вдаль. Она делает утреннюю гимнастику. Она уверена, что живет в самой лучшей стране и впереди ее ждет светлое будущее – самое лучшее… Немногие знают, что позировала для художницы ее дочка – в их коммуналке в Киеве. А еще – что с этой картиной связана невероятная история любви.
Пионерка из киевской коммуналки
Советская художница Татьяна Яблонская была мастером оптимистичных картин, отражающих советский быт. Правда, ее собственный быт оставлял желать лучшего. Несмотря на то, что тогда, в начале 1950-х, у Татьяны уже были признание и авторитет, и даже Сталинская премия, они с 13-летней дочкой от первого брака Леной ютились в киевской коммуналке на Большой Васильковской, куда было даже неловко пригласить друзей. Однако о таких «мелочах» советские люди того времени не думали. На дворе стоял ранний период Хрущевской оттепели. Герои ее картин олицетворяли свободу и безмятежность.
Художница Татьяна Яблонская и дом в Киеве, где они жили с дочкой.
Невооруженным глазом видно, что девочка на картине – не просто обычная школьница: у нее осанка и стойка спортсменки. Так и было: дочка художницы Елена в детстве занималась гимнастикой и балетом. А еще она была оптимисткой, каждым утром радовалась новому дню и с нетерпением ждала школьных уроков. Когда писалось «Утро», она переживала невероятное счастье, ведь ее только что приняли в пионеры. В общем, Лена была олицетворением идеальной советской школьницы, так что решение писать героиню с неё было точным попаданием. Такой она и получилась на картине – юной, целеустремленной, светлой.
Хлеб. 1949. Картина, за которую Яблонская получила Сталинскую премию.
Тогда, в 1954 году, после недавней победы над фашистами и после смерти Сталина, советские люди видели в образе этой девочки перемены и надежду на то, что теперь все будет хорошо – страна построит коммунизм, и новое поколение юных и спортивных молодых людей заживет счастливее, чем их отцы и деды.
Её полюбил весь Советский Союз
После написания картины в адрес художницы посыпалось море восторженных рецензий. Кто-то видел в ее работе точную передачу образа советского подрастающего поколения. Некоторые из экспертов даже усмотрели в картине «Утро» акцент именно на украинской республике. Ведь сама художница в те годы жила в Киеве, на бытовых предметах на картине можно увидеть признаки национальной культуры, прическа у девочки – явно в украинском стиле, к тому же триумфальному выступлению на Олимпиаде 1952 года сборная СССР была обязана в первую очередь спортсменам из УССР, продемонстрировавшим невероятные результаты. А ведь картина явно символизировала важность физической подготовки для советского человека!
Дочка художницы много лет спустя.
«Утро» Яблонской было так высоко оценено, что его даже напечатали в «Огоньке». Советские люди в самых разных республиках вырезали изображение из журнала и вешали дома. Одним из них был 14-летний казахский школьник Арсен Бейсембинов. Подростка просто заворожила эта тоненькая девочка, залитая лучами весеннего солнца – такого же ласкового и яркого, как у него в Казахстане. Он даже повесил изображение в своей в комнате. И решил для себя: «Вырасту и стану художником».
Судьбоносное решение
Свою мечту Арсен воплотил в жизнь. У него, действительно, обнаружился большой художественный талант: после школы парень приехал в Москву и без труда поступил в Строгановку.
Арсен стал художником.
На курсе юноша влюбился в веселую и симпатичную девушку, и она ответила ему взаимностью. Молодые люди решили связать свою жизнь друг с другом, и летом Арсен пригласил ее в гости в Казахстан. Переступив порог его дома, студентка увидела на стене ту самую репродукцию. И вдруг призналась: «А ты знаешь, что на этой картине – я?».
Елена с мамой в детстве и с Арсеном в студенческие годы.
Как вы уже догадались, невестой юного студента оказалась та самая Лена, дочка художницы Яблонской. Решив пойти по стопам матери, после школы она, как и Арсен, поступила в Строгановское училище.
Молодые люди поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Они писали картины и делали работы для кино. Их сын Зангар продолжил семейную династию и тоже стал художником.
Юноша всегда помнил эту девочку с картины и в итоге встретил её в жизни.
Дочка художницы Татьяны Яблонской была счастлива в раке и материнстве.
А что сейчас
Увы, около трех лет назад художник Арсен Бейсембинов умер, но после себя он оставил множество прекрасных картин и иллюстраций, в том числе к казахским народным сказкам.
Работы казахского художника.
Арсен Бейсембинов. «Наскальная роспись» (1971). /Страница памяти художника в соцсети.
Ну а та самая девочка с картины, член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан Елена Бейсембинова, до сих пор жива и с теплотой вспоминает всю эту историю.
Культовая советская картина «Утро» сейчас висит в Третьяковке, и говорят, что самой Елене за всю жизнь так и не довелось её увидеть непосредственно в московском музее. Дома у неё есть только репродукции.
Елена в молодости с мужем и в преклонные годы.
Сама автор «Утра» Татьяна Яблонская тоже прожила долгую и творчески активную жизнь. Спустя годы художница признавалась, что не считает эту картину высокохудожественной, и отзывалась о ней весьма жёстко. Ещё в 1963 году в одном из писем руководителю отдела Третьяковки она охарактеризовала свой творческий период середины 1950-х как написание «детских сюсюкающих картинок». Но все же она признавала, что замысел у «Утра» был неплохим.
Картина Татьяны Яблонской в Третьяковской галерее.
Позже художница разочаровалась в своём творчества 1950-х.