Клара Голицына представила выставку новых работ

"Ритмы свободы" легендарной художницы.
КЛАРА.
ФОТО: МАРИЯ МОСКВИЧЕВА


«Интрига в том, что я не знаю, чем кончится дело. В этом весь интерес и стимул к работе. Мой девиз — игра, экспромт, свобода», — говорит художник Клара Голицына, которая всегда работает с невероятным азартом.


Каждое ее новое произведение — эксперимент, в котором есть смелость, легкость и глубина. Клара родилась в 1925 году. После окончания Московского полиграфического института до 1980-го работала как художник в издательствах, театрах и конструкторском бюро. Больше 40 лет она творит свободно, по своему графику, в своем ритме. И всегда неутомимо и искренне. Такова и ее новая серия из 30 картин, которые можно увидеть в Галерее Омельченко близ Старого Арбата.

По работам Клары Голицыной можно читать историю искусства ХХ и ХХI веков. Она начинала с фигуративной живописи с нотками авангарда в то время, когда память об экспериментах Малевича и Кандинского была сильно подтерта. Когда отход от «официальной линии» объявлялся «формализмом», а образы современного западного искусства почти не долетали до советской публики. Стиль Клары постепенно менялся, она уходила от сложности формы к простоте, за которой стоит многим больше. Последние три десятка лет она работает в своем стиле, близком к абстракции. И все же в геометрии линий и форм угадываются конкретные сюжеты, лаконичные и многосмысловые. Вот одна из новых работ, где на белом фоне изображен черный треугольник с ярким желтым кругом по центру. Это дорожный знак. Недалеко от него еще одна абстрактная конкретика — «Упавший светофор»: белый фон, черный прямоугольник и красный круг внутри. А вот недавний автопортрет — синие лицо, красный нос и губы, рыжее каре и линии, задающие ритм перспективе. Отдельная стена досталась «Синему всаднику», который идет вверх по красной горе, опутанный линиями движения вперед. Но лучше всего отражают наше время неопределенности ритмичные работы под названиями «Хаос №3» и «Разрыв», сотканные из чистой геометрии жизни.

Клара работает на интуиции. Главное для нее — непредсказуемый результат. Живопись рождается из подсознания словно помимо ее воли. Иногда она закрывает глаза и выбирает краску наугад. Клара пишет, как Джексон Поллок: на полу своей однокомнатной квартиры она кладет холст и творит внутренним, бессознательным. Чутье не подводит Клару Голицыну. В ее простых-сложных картинах есть все, что мы ощущаем каждый день вокруг. «Она как будто под сильным увеличением микроскопа показывает грани обычной жизни, личных воспоминаний, теплого и холодного прошлого, грани, которых мы не замечаем, но из которых и состоит вся наша скрупулезная, мелочная, объемная, плоская, лживая, правдивая, разная огромная жизнь. Каждая работа — отдельный мир течений и обстоятельств. Там и тогда. Здесь и сейчас», — написал один из зрителей о новой выставке Голицыной, и это, пожалуй, самая точная оценка.


АВТОПОРТРЕТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ.
ФОТО: МАРИЯ МОСКВИЧЕВА


Картины Голицыной действительно живые и мелодичные. Она любит слушать Баха или Чайковского, когда пишет. У нее есть специальные игровые ритуалы. Иногда она достает из фотоальбома какой-то снимок наугад. Набрасывает на листике его контуры, конструкцию объекта и закрашивает плоскости разными цветами. Так воспоминания обретают новую неожиданную форму.


ДОРОЖНЫЙ ЗНАК.
ФОТО: МАРИЯ МОСКВИЧЕВА


На открытие своей выставки Клара не приехала — все-таки пандемия, которая задела и ее. Художница переболела, неделю провела в больнице, а потом вернулась домой и, как и прежде, продолжила работать. Без устали. Только за последние два года она создала или переработала около 150 картин, и избранные можно увидеть теперь на выставке, которая будет работать до дня ее рождения — до 5 декабря.

Автор
МАРИЯ МОСКВИЧЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе