Из леса, где происходит основное действие, фестиваль вышел в свет. Под вспышки камер фоторепортеров и туристов.
Из Москвы до места представления ехать часа четыре. Спать в палатке, бродить по грязным проселкам в резиновых сапогах и платить немыслимые деньги за пропитание. Но оно того стоит. Как показательное явление. Спектакль-демонстрация.
Изначально «Архстояние» придумывалось как площадка для экспериментов практикующих архитекторов, которые летом, на досуге сделали бы нечто для себя. Основатель фестиваля — Николай Полисский, живописец, член группы «Митьки», переселившийся из Москвы в Никола-Ленивец. Он стал сооружать странные объекты в соавторстве с местными жителями. Идея понравилась — подтянулись прочие москвичи и даже иностранцы.
Полисский в фестивале не участвует, презентовав очередное слоноподобное многометровое произведение «Бобур» (посвящение парижскому Музею современного искусства) за две недели до открытия «Архстояния».
Зато этот замечательный объект тоже включили в программу мероприятия. Где были и перформансы, и кинопрограммы, и поэтические чтения, и библиотечные залы в виде абсурдных инсталляций, и изощренные проекты вроде монотонно повторяющих советские радиопостановки тыкв и огурцов от группы «Обледенение архитекторов». Торжество всему — работа «Голос леса» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина. Рояль-компьютер в кустах (буквально), на котором можно импровизировать. Нажимать на клавиши, вызывая голоса птиц и домашних животных.
Рассказать обо всем невозможно. Интересно и красиво. Деликатно по отношению к месту (рядом — национальный парк «Угра»). То, что некогда замышлялось как эзотерическая и элитарная игрушка, стало полноценным праздником жизни.
Александр ПАНОВ