Художник всевенского масштаба

Начался Год Густава Климта

Австрия отмечает 150-летие со дня рождения одного из самых популярных художников европейского модерна, Густава Климта. Цикл событий Года Климта, растянувшийся почти на весь год, открыла выставка в венском Музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Комментирует СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.




На это интересно посмотреть, во-первых, в порядке сравнения музейного опыта. Дело в том, что у нас в этом году предостаточно своих юбилеев, правда, в основном чисто исторического толка, но все они притом таковы, что не предполагать полновесного музейного отклика на них было бы странно. Это 1812 год (выставки уже потихоньку начинаются), 1612 год (скорее всего, замотают — вернее, перенесут торжества на 2013-й) да еще 250-летие воцарения Екатерины II (готовит выставку Исторический музей). Если брать прошлые московские "датские" выставки исторического толка, то сценарий предсказуем — в каждой избушке свои погремушки, каждое собрание выступает в меру своих сил, едва замечая остальных и создавая впечатление, что никакой внятной общей координации нет и в помине. С юбилеями больших национальных художников все еще понятнее: большая ретроспектива в Третьяковке, что ж еще? Ну разве что в какой-нибудь галерее тоже отзовутся.


В Вене не то, там из юбилея Климта сделали громадную кампанию, рассчитанную на целый год. Музейная ее часть составляет девять выставок — каждому значимому венскому музею нашлось что сказать. Масштаб разный, степень кураторской изощренности тоже. Понятно, например, что в Альбертине, сообразно профилю музея, Климт будет представлен своей графикой. Понятно, что так или иначе одним из главных пунктов на карте мероприятий будет Бельведер с его коллекцией климтовских картин — включая хрестоматийный "Поцелуй". Ну и так далее: Кюнстлерхаус ("Дом художников") покажет хранящиеся у себя документы и фотографии, Австрийский музей фольклора — ткани из коллекции Эмилии Флеге, многолетней музы Климта: экзотические орнаменты с этого текстиля, вполне возможно, отозвались в полотнах художника. Где-то замыслы менее прямолинейны: Музей Леопольда, например, придумал показывать своего Климта не просто так, а перемежая в качестве своеобразного комментария написанными художником почтовыми открытками.

С чем пришлось выступать в этой кампании Музею истории искусств, угадаешь не сразу — уж чего-чего, но картин Климта в этом достопочтенном собрании нет. Зато есть само здание, точнее, росписи на его стенах и сводах. Парадная лестница музея настолько ослепляет своим могучим имперским декором, что на стенопись и не подумаешь обратить сколько-нибудь пристального внимания. Между тем это именно Климту вместе с его младшим братом Эрнстом и художником Францем Матчем поручили в 1890-м расписать промежутки между арками и капителями колонн композициями на темы истории искусства. Климту-старшему досталась в итоге одна стена, северная, куда из художественных эпох попали Древний Египет, Древняя Греция и раннее Возрождение.


И вот теперь по случаю юбилея в Kunsthistorisches Museum устроили невиданный еще аттракцион: на лестнице построены аккуратные леса высотой в 12 метров, забравшись на которые, публика может во всех мыслимых деталях разглядеть климтовскую живопись. Конечно, это не Климт времен "Поцелуя" и "Юдифей", прихотливый, орнаментальный, пряный и золотой, все это будет позже; но уже и сейчас видно, что у остальных двух художников роскошная мирная салонность еле-еле тронута модерном, а у Климта все эти стилизованные древнеегипетские и древнегреческие дамы с сугубой многозначительностью принимают нервные позы и устремляют на зрителя смутно тревожащие влажные взгляды.

Рядом, в выставочном зале, показывают, как эта живопись создавалась. Оказывается, работа в Музее истории искусств и в Бургтеатре, который та же компания расписывала чуть раньше, фиксировалась не только в документах, письмах и эскизах (они на выставке есть тоже), но и в фотографиях, запечатлевших не стандартную сцену "художник за работой", а натурщиков и натурщиц, расставленных и наряженных для соответствующих сцен. Какая-нибудь многофигурная композиция "Представление в шекспировском театре" (для Бургтеатра), как выясняется, по своей затратности приближалась к теперешнему историческому кино, потому что даже "массовку" одевали в костюмы шекспировской эпохи.


Публику, судя по всему, больше всего влекут сами росписи — приходится ограничивать число забирающихся на леса, а то они не выдержат. Тут есть и тяга к просто необычному для музея опыту, но персона самого Климта, безусловно, тоже играет свою роль: в смысле массовой притягательности художник может тягаться из современников разве что с Альфонсом Мухой. Нельзя сказать, чтобы это было давнее явление; серьезное оживление интереса к венскому Сецессиону вообще и к Климту в частности началось только в 80-е. Но за эти 30 лет Густав Климт превратился по существу в такого же захватанного туристической и сувенирной индустрией венского культурного героя, как Моцарт. За доказательствами можно обратиться хотя бы к перечню ожидаемых юбилейных мероприятий, где есть и "Климт-марафон" по улицам Вены, и премьера мюзикла "Климт". Что интересно (и, пожалуй, приятно), сами венские музеи не упускают возможности над этим поиронизировать. Так, Музей Вены на своей страничке в Facebook проводит конкурс "Worst of Klimt", приглашая пользователей вывешивать фотографии самого непотребного околоклимтовского китча — рассмотрев тонны всех этих тапочек, чашечек, очечников и трусов с климтовскими мотивами, музей собирается самые вопиющие вещи представить на своей юбилейной выставке. Как назидание — в конце концов, даже в мире чистого искусства творить себе кумиров надо осмотрительно.

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе