Художник, что рисует век минувший

О картинах рыбинского художника Александра Шевелева говорят: «Смотришь – и жить хочется!».
Жизнеутверждающие работы с их звонким колоритом настолько реалистичны, что, кажется, один шаг – и станешь участником действа, развернувшегося в Рыбинске прошлого столетия. 

Дамы в шляпках неторопливо прогуливаются по Крестовой, а по набережной Волги несутся лихие купеческие сани.


Александр Шевелев – один из самых самобытных рыбинских живописцев, за плечами которого большой творческий путь. Его первая персональная выставка состоялась двадцать лет назад, тогда же он был принят в Союз художников России. Сегодня его знают далеко за пределами Рыбинска. Пейзажи и натюрморты кисти Шевелева находятся в частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также Германии, США, Финляндии, Швеции, Голландии.

Художник встречает меня в маленькой квартирке, отведенной под мастерскую – повсюду краски, кисти, книги о живописи и, конечно, картины. Благодаря им стены помещения словно раздвигаются. Зеленые луга и снежные просторы, кажется, безграничны, а с колоколен белоснежных церквушек вот-вот польется малиновый звон. Красоту и величие природы, неспешную жизнь русской глубинки Александр Викторович впитывал с детства – родился в небольшом селе Шереховичи, что в Новгородской области, а позже семья перебралась на родину отца – на Урал. Эти детские впечатления и стали отправной точкой в мир творчества. В 1980 году юноша поступил на первый курс Уральского училища прикладного искусства. Но через год Шевелевы вновь переезжают – теперь уже в городок на Волге, Рыбинск, а Александр переводится в Ярославское художественное училище. Спустя шесть лет, поступив на факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, талантливый паренек попадает под крыло великих мастеров – народного художника СССР Евсея Моисеенко и народного художника РСФСР Петра Фомина. Студенческие годы Александр Шевелев вспоминает с особым трепетом – тогда большой опыт и мастерство он наработал в Эрмитаже, занимаясь свободной копийной практикой. Правда, говорит, жутко не любил слепо срисовывать с картин – неуемная фантазия требовала переосмысления природы написанного ранее, внесения своих штрихов. Внимание к деталям, их скрупулезная проработка стали своеобразным фирменным знаком художника.

В Рыбинск он приехал в 1992 году и был покорен историческим обликом города. Еще большее потрясение художник испытал, когда стал изучать архивные снимки Рыбинска и сравнивать их с перспективами, сфотографированными им же на «Зенит». Изначальная архитектурная среда, ее ансамблевость, даже несмотря на значительные потери в течение предыдущего столетия, сохранилась. И сегодня застройка старого центра производит сильное впечатление и дает представление о том, как выглядел город на рубеже 19-20 столетий.

В своих картинах Александр Шевелев стремится передать атмосферу Рыбинска, когда он слыл одним из богатейших и красивейших городов на Волге.

Городскому провинциальному пейзажу художник отводит особое место в творчестве. Излюбленные мотивы – живописные, уютные рыбинские улочки: Крестовая, Казанская, Преображенский переулок, набережная Волги. К ним он возвращается вновь и вновь, чтобы показать с разных ракурсов, в разное время года и суток. Жизнь на «старинных» полотнах кипит. Людно у лавок рыбинских купцов Никитина, Журавлева. Словно ожившие, гуляют по брусчатке дамы с детьми, барышни прикрываются от солнца ажурными зонтиками. Одна из них задержалась у тумбы с афишами. Веселый гул толпы перемешивается с цокотом копыт – вон на дороге показалась карета.

- Для художника, работающего в традициях русской реалистической живописи, важно сохранить узнаваемость и документальность изображенного на картине, – говорит Александр Викторович. – В каждой своей работе я ставлю перед собой цель – передать не только внешнее сходство с природой, но и создать образ, который наиболее полно раскрывал бы суть выбранного мотива.

Лиричные, светлые, гармоничные, картины Шевелева наполнены тихой грустью – по ускользающей красоте, золотому веку купеческого Рыбинска.

- Приезжая писать картину на старое место, порой приходится испытать разочарование – на месте старинной застройки появляются современные маловыразительные здания, – сетует художник.

Нетронутая прелесть русской глубинки – неиссякаемый источник вдохновения для Александра Викторовича. Любимые времена года художника – весна, когда природа просыпается, утопает в цвету яблонь и сирени, и осень, когда увядает, даря все свои краски разом, освобождая себя для будущей новой жизни. На его пейзажах, как в альбоме путешественника, сменяются деревеньки, села, новгородские места, Соловки, волжские города: Кострома, Плес, Ярославль… И, конечно, любимый Рыбинск и его окрестности.

Автор
АДМИНИСТРАТОР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе