И каждый экспонат несет отпечаток неповторимой личности артиста. Если бы надо было сказать о выставке только одно слово, я бы выбрал - "Легкость". Большая часть экспонатов, так или иначе, посвящены танцу, а работы, за очень редкими исключениями, графические, «воздушные», выполненные карандашом или акварелью.
"Искусство, с которым я живу", из собрания Михаила Барышникова, Государственный музей изобразительных искусств имени А.Пушкина, Отдел личных коллекций.
Начнем с прекрасной подборки работ Сергея Судейкина. Востроносый портрет молодого человека, "Женщина в серой шляпке" с удивительно наглыми и бесстыжими глазами. Остроумные жанровые сценки: "Мужчина в салоне красоты", которому одна девушка делает маникюр, другая - педикюр, брадобрей прихорашивает голову, а негритенок чистит ботинки; две картинки про барина и крестьянку, на первой - поцелуи и объятия, на другой - музицирование с гитарой и чубуком. Костюмы к "Петрушке" в Метрополитен-опере в 1925 году со страшными масленичными мордами - высунутыми языками, торчащими бородами и огромными тюрбанами. Костюмы для артистов балиевской "Летучей мыши" (только уже на Бродвее в 1922 году) - Черкасского и Бирс, а постановка в мирискусническом духе - "Саксонский фарфор".
На фоне бесчисленных археологических эскизов Бенуа выделяются два эскиза для костюмов к "Мученичеству св. Себастьяна" работы Бакста и прелестная гостиная Добужинского с клеткой вместо люстры и огромным веером вместо гобелена.
Тему Русского балета вообще и антрепризы Дягилева в частности продолжают синий рисунок Валентины Гюго, запечатлевший Нижинского в партии Призрака Розы, и блестящие и лаконичные зарисовки Ларионова и Кокто, сделанные во время репетиций. Танцовщица у Ларионова в своей балетной пачке куда более эротично смотрится, чем иные обнаженные натуры. А Кокто лишь несколькими выразительными штрихами может передать сложность отношений Дягилева и Нижинского, творческое содружество Дягилева и Аполлинера, или собственные чувства к Жану Маре (см. "Единорог" и "Фавн").
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/10/baryshnikov_exb/14196_img.jpg
Из работ зарубежных художников обязательно надо отметить "Женский портрет" Рауля Дюфи, на котором тонко и изящно нарисованные, словно волны, губы, ноздри и кудрявые волосы, преображается в портрет женщины благодаря решительной и твердой её руке. Превосходен этюд "Юноша у окна" театрального художника Кристиана Берара, на котором молодой человек в простецком пиджаке и картузе нарисован на фоне фабричных труб. Чудесные, будто вырезанные, изображения женщин, девочек и танцовщиц, созданные тонким пером Леонор Фини. Великолепный задник, выполненный Андре Борепером для балета "Пиковая дама", поставленного в 1978 году на Елисейских полях Роланом Пети с Барышниковым в главной партии, - на нем карты разлетаются из колоды, словно осенние листья с деревьев.
Приложили руку и хореографы, с которыми сотрудничал Барышников. В коллекции есть рисунок Тришы Браун, запечатлевшей ножки балерины с мастерством, не уступающим Кокто; и "Птицы и жуки" Мерса Каннингема с дарственной надписью Мише.
Но большая часть экспозиции все же создана товарищами Барышникова по рассеянию. Семейный "дуэт" у самовара кисти Филиппа Малявина, самураи и тибетцы Александра Яковлева с каменными лицами, прохожие Натальи Гончаровой - румяная утконосая женщина, два старика, еще кто-то мелькает на заднем плане, освещенный фонарными шарами со светящимися нимбами. Три совершенно разных этюда Павла Челищева: татуированный клоун 20-х годов, с рождающимся из его бедра маленьким акробатом и мячом; смутная голова в очках (?) 40-х годов и голова уже 50-х годов, написанная тонкими спиралями на голубом фоне.
И, конечно, работы знаменитых современников и друзей Барышникова: портреты Целкова (особенно хорош с бабочкой, влетевшей в беззубый рот), сюрреалистический танец Шемякина и абстрактный танец Зверева, и даже "Матросы и девушки на берегу" Иосифа Бродского (есть балет Бернстайна на этот сюжет).
Константин Львов
Russian Journal