Искушение коллекционеров

В Санкт-Петербурге открылся Новый музей – частное собрание современного искусства. Владелец музея Аслан Чехоев позиционирует экспозицию как первый музей современного искусства в культурной столице.

Новый музей – частная коллекция, которая стала публичной по желанию ее владельца. Организаторы пресс-конференции, устроенной по поводу открытия музея, акцентировали тот факт, что современное искусство в российских музеях представлено недостаточно полно. На самом же деле Санкт-Петербургу оно определенно не в новинку. Еще в 1995 году в Мраморном дворце, филиале Русского музея, была выставлена часть небольшой (всего 118 произведений), но весьма репрезентативной коллекции современного искусства, подаренной музею немецким промышленником и коллекционером Петером Людвигом. Не отставал от Русского музея и Эрмитаж, проект которого «Эрмитаж 20/21» стал примером успешной интеграции современного искусства в музей, традиционно представляющий искусство старое. На этом фоне совершенно понятно желание частных коллекционеров так или иначе вписаться именно в санкт-петербургский культурный контекст. 
В 2005 году новостные агентства передали, что бизнесмен и коллекционер Виктор Вексельберг откроет Музей частных коллекций в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга. Чуть позже начали циркулировать слухи о том, что коллекционер и глава московского Stella Art Foundation Стелла Кесаева собирается привести в порядок романтическую руину Новой Голландии и также разместить в ней свою коллекцию (около 500 произведений мирового и русского современного искусства). В 2008 году чуть менее известный бизнесмен Аслан Чехоев в интервью заявлял о своем желании открыть на базе собственного собрания музей под названием «Час арт». Из всех этих амбициозных проектов в жизнь пока воплотился (хотя и под другим названием) только проект Чехоева. 


Новый музей уже открылся, но на очереди еще один частный музей – «Эрарта», экспозиция которого пока не доделана, но в который уже сейчас пускают наиболее настырных желающих. В этом расположенном в шикарном пятиэтажном здании бывшего райкома партии здании в причудливой конфигурации представлены художники левого ЛОСХа и молодые новаторы вроде лауреатов Государственной премии «Инновация» – группы «Мыло». 

Но, в отличие от «Эрарты», Новый музей расположился на нескольких этажах камерного пространства над рестораном. На трех этажах представлено около ста работ (всего в коллекции около 300 произведений 73 авторов). Уже сейчас можно сказать, что Чехоев коллекционирует не столько вещи, сколько имена. Но и с этой точки зрения собрание выглядит более чем репрезентативно. В нем присутствуют работы многих героев советского андеграунда вроде Анатолия Зверева, Владимира Вейсберга, Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Дмитрия Краснопевцева, Льва Кропивницкого и Дмитрия Плавинского, практически всех (кроме разве что Ильи Кабакова) патриархов современного искусства – от Эрика Булатова, Виталия Комара, Виктора Пивоварова (представленного, правда, невразумительной серией фарфоровых тарелок по мотивам его самых известных произведений), Александра Меламида до Игоря Макаревича, художники поколения 1990?х (живописный дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Дмитрий Гутов, Айдан Салахова, Анатолий Осмоловскй, группа АЕС+Ф), а также восходящие звезды актуального искусства вроде участницы последней Венецианской биеннале художницы Ани Желудь. Собирать он, по собственным словам, начал лет десять назад. Краеугольным камнем его коллекции стало полотно патриарха ленинградского андеграунда абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко (надо отметить, практически неизвестного в Москве). Сегодня в коллекции около 70 работ этого художника, и немудрено, что первым выставочным проектом, анонсированным музейными сотрудниками, станет ретроспектива именно этого автора. И даже эмблема Нового музея, напоминающая фрагмент античного орнамента-меандра, – тоже с полотна Михнова-Войтенко. 

Консультантом коллекции Чехоева стал московский галерист, владелец галереи pop/of/art Сергей Попов. Иметь верного коллекционера – вероятно, самая заветная мечта любого галериста. Обычно сформированные таким образом собрания грешат известной однобокостью, обусловленной прежде всего личной выгодой консультанта-куратора. Так бывает, но Аслан Чехоев считает, что его альянс с известным московским коллекционером носил другой характер. «Я собрал уже 80% своей коллекции, когда познакомился с Сергеем Поповым, – заявил коллекционер. – За эти десять лет у меня сформировался неплохой вкус, я разбираюсь в предмете моего коллекционирования. И надо отдать должное Сергею Попову, он никогда ничего мне не навязывал». 

Новый музей все же заслуживает определения «первый», но скорее в том смысле, что стал действительно первой успешно реализованной частной инициативой в области культуры и музеестроительства. Глава Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков сообщил, что правительство города всерьез нацелено на развитие «креативной индустрии» и что к Новому музею скоро присоединятся креативное пространство ТКАЧИ в одной из бывших промышленных зон города, Центр современного искусства им. Сергея Курехина, современный конгресс-центр на Малом проспекте Васильевского острова, и даже планируемый «Охта центр» обзаведется своим музеем современного искусства (на основе коллекции Центрального выставочного зала «Манеж») и культурной программой, которая, вероятно, будет направлена на то, чтобы сгладить негативное отношение петербуржцев к этому амбициозному архитектурному проекту. 

Автор: Мария Кравцова

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе