Политические активисты собирают деньги для «узников Болотной», colta.ru ежедневно ищет деньги на полноценное функционирование своей редакции. Скандальный кинорежиссер Брюс Лабрюс нашел через kickstarter.com, крупнейший крауфандинговый сайт мира (на текущий момент с его помощью собрано более 800 миллионов долларов), деньги на свой новый фильм (премьера которого состоялась на последнем Венецианском кинофестивале), а «бабушка перформанса» Марина Абрамович в рекордные сроки собрала необходимую сумму для строительства своего института перформанса.
В 2008 году Ирина Попова, слушательница воркшопа «Объективная реальность», посвященного документальной фотографии, провела несколько дней в семье случайно встреченной ей на улице нетрезвой девушки с ребенком. Получившаяся съемка (по формальным признакам несколько напоминающая известную серию Бориса Михайлова «История болезни») была показана в том же году в Петербурге. Выставка, названная «Другая семья», прошла спокойно, но сами фотографии, выложенные автором в интернет, вызвали масштабный скандал, результатом которого стало обращение некоторых интернет-пользователей в прокуратуру с требованием «провести надлежащую проверку ситуации вокруг ребенка, запечатленного на фотоработах». Было возбуждено уголовное дело, а Ирина Попова оказалась в сложной этической ситуации, подобной истории фотографа Кевина Картера, лауреата Пулитцеровской премии за фотографию голодающей африканской девочки и сидящего рядом с ней стервятника. Картер подвергся массированному общественному порицанию за то, что не спас девочку, в результате чего покончил жизнь самоубийством.
Ирина Попова решила собрать историю вокруг своей съемки в книгу, подробно описав весь возникший вокруг нее сюжет: от текста творческого задания и до обращения к Анфисе, дочери героини, за чью судьбу стали переживать интернет-пользователи, от переписки с ведущим курса Олегом Климовым и дневниковых записей до многочисленных выдержек с различных форумов и блогов, в которых обсуждались эти фотографии, в том числе и то, не были ли они постановочными. Случай с «Другой семьей» поднял ряд очень редко возникающих в российской публичной сфере вопросов о свободе фотографа в выборе сюжетов для своей работы, о его ответственности за тех, кого он снимает, о том, можно ли отделять художественное от этического.
На сегодняшний день макет уже готов, и в данный момент объявлена кампания по сбору денег на печать. С любезного разрешения автора «Артгид» публикует несколько фрагментов еще неизданной книги.
Ирина Попова. Из серии «Другая семья». 2008
02. Ирина Попова
Встреча с Лилей
«Объективная реальность» — воркшопы по фотографии в интернете
17 июля, 2008 в 01:19
С Пашей и Лилей я познакомилась, на следующий день после получения задания для проекта. Можно сказать, что мне повезло. В прошлом году я снимала подобную парочку, которая держит ребенка в подвале. Я встретила Лилю у Гостиного Двора поздно ночью. Она была совершенно пьяная и везла коляску. Я попросила ее сфотографировать. Она, правда, показалась мне необычайно красивой, несмотря даже на свое состояние. Такая девочка-фрик из клипа «Нирваны». Она валялась посреди дороги, кричала и пела песни. Говорит, ты еще моего Пашечку не видела. Это такой красавчик, такой милый, и волосы у него рыжие-рыжие и стоят торчком, как у одуванчика. Пойдем к нам, он, наверное, уже пришел, если его милиция по дороге не забрала. И я пошла. В итоге осталась жить у них на неделю.
Ирина Попова. Из серии «Другая семья». 2008
Re: проект для «Объективной реальности»
От кого: Ирина Попова <***@yandex.ru
Кому: Олег Климов <***@photographer.ru
Когда: 4 июля 2008 в 23:41
Здравствуйте, Олег!
Извините, если загружаю, но мне обязательно нужно определить направление и ориентиры для дальнейшей работы. Высылаю Вам превьюшки того, что сделано за два дня. Это про странную парочку Лилю и Пашу. И еще про их дочку Анфису. Но больше про Лилю. Потому что я действительно прониклась ею как героиней. Сейчас у них дома настоящий кавардак, куча непонятных субъектов, ребенок чуть не вывалился из окна (как видно на фото), они наскребают последние деньги на «шило» — спирт. Собираются звонить папе и просить денег.
Им нужно купить героин.
Они предложили пожить у них, но там ведь можно сойти с ума, находясь слишком долго.
Посоветуйте, что снимать: их проблемы с наркотиками, их любовь, их халатность по отношению к дочери? Попробовать постановку (ведь Лиля красивая, интересная) или решить всю серию смазанными кадрами?
С уважением, Ирина Попова
Ирина Попова. Из серии «Другая семья». 2008
Re: проект для «Объективной реальности»
От кого: Олег Климов <***@photographer.ru
Кому: Ирина Попова <***@yandex.ru
Когда: 5 июля 2008 в 13:29
Ирина, это интересно!
То, что вам удалось снимать, уже отлично. Пока я вижу ваше отношение к их дочери. Снимать надо все.
Стилистика — особо не думайте, но все равно старайтесь снимать максимально резко. В смазанном кадре желательно, чтобы хоть одна деталь была резкая.
Снимать лучше общую проблему: его, ее и дочь. Я так понимаю, они достаточно открыты. По вашему выбору я вижу несколько кадров с дочерью.
В принципе это уже интересно и хорошо. Попытайтесь снять отношения Он и Она побольше. Есть ли у них агрессия (или наоборот). Очень хорошо в кадре белое пятно девушки на фоне двух парней (которые показывают «фак»).
Выглядит жутковато, но это и есть «конфликт», о котором я говорил вам. Если бы пятно (девочка) не было светлым, кадр читался бы по-другому. Я выбрал несколько кадров, посылаю вам обратно. Просто как направление и примеры.
Хочу сказать, что вы молодец, я просто не ожидал. Начать снимать так — уже серьезно. Снимайте дальше, хотя бы еще немного.
И будьте осторожны.
Удачи, искренне, Олег
Ирина Попова. Из серии «Другая семья». 2008
Re: проект для «Объективной реальности»
От кого: Ирина Попова <***@yandex.ru
Кому: Олег Климов <***@photographer.ru
Когда: 12 июля 2008 в 15:17
Здравствуйте, Олег!
Во вторник стало очень мутно, и я уехала на Валаам в монастырь. Так что получилась еще одна история — про любовь к Богу. Сейчас вернулась, буду «дожимать хвосты».
С уважением, Ирина Попова
Ирина Попова. Из серии «Другая семья». 2008
Re: планы
От кого: Попова Ирина <***@yandex.ru>
Кому: Oleg Klimov <***@gmail.com>
Когда: 2 ноября 2008 г. в 10:27
Привет, Олег!
Из того, чего не хватает, — это фотография днем на улице, там, где Лиля тянет коляску, а рядом еще один тип — «друг семьи»; и еще где папа целует маленькие ножки дочери. По-моему, это одна из лучших вещей по силе воздействия.
Хочется все-таки не мыслить линейно-обвинительно, мы же не судьи. Хочется раскрыть с разных сторон, а в целом, мне кажется, все очень неплохо выстраивается, по крайней мере я смогла взглянуть на эти фотографии отстраненно, будто просто увидела их в чьем-то блоге. Теперь они мне кажутся очень яркими. Удивительно, как может сочетаться депрессивное содержание с визуальной яркостью. Мне это нравится. По поводу обвинительного пафоса: в этом фотография гораздо лучше текста, потому что она лишь наблюдает, но не оценивает. Многие мои знакомые (фотографы и нефотографы) сказали: да по одной этой съемке этих людей можно посадить! А отобрать родительские права — уж точно!
Я так не считаю. По крайней мере, мне бы не хотелось, чтобы это было так. Тогда все, что я делала, бессмысленно, ведь тогда моя фотография принесла бы зло. Этой семье — уж точно. А общество лишний раз испытало бы злорадство и почувствовало бы себя еще выше. Нет, я хотела, наоборот, показать, что нет никакой грани между «дном» и «цивилизованными людьми», нет никаких «мы» и «они». У них тоже семья, у них тоже чувства, и ничуть не хуже, чем у всех остальных, которые еще не подошли к грани. Мне бы хотелось показать их по-человечески.
Ирина Попова. Из книги «Другая семья». 2013
18. Олег Климов написал в блог школы Родченко
Права детей и фотографов
Я надеюсь, что каждому из нас в той или иной степени, понятно, с какого рода спектром проблем может столкнуться фотограф, — от сугубо профессиональных до очень личных.
Также надеюсь, понятно, что мы вышли (выходим) не погулять на улицу, а занимаемся исследованием общества, иногда непосредственно через себя и свою личность: переживая, сочувствуя… Но последствия нашей деятельности будут неизбежны до тех пор, пока фотография будет иметь характер документальности и иметь свое влияния на общество.
Прошу вас не забывать, что фотографии в XX веке остановили не одну войну, в том числе во Вьетнаме. Сейчас век не XX, но в любом случае фотография до сих пор имеет свою первоначальную ценность. Хотя есть и другая точка зрения, что фотография является предметом (причиной) начала войны.
В нашей ситуации, я очень надеюсь, Ира найдет в себе силы справиться со всеми обстоятельствами и не потеряет интерес к ценностям профессии, которые, безусловно, до сих пор существуют наряду с ценностями личности. По крайней мере, я буду всячески этому способствовать.
Олег Климов
P.S. Все комментарии и пост сохранены, но не будут временно доступны.
Ирина Попова. Из книги «Другая семья». 2013
imeglinskaya: Мы все разные, и по-разному видим ситуацию вокруг Анфисы. Есть единственная константа, которая нас объединяет, — это закон. Он гласит, что Ира не будет наказана, если откажется указывать координаты героев. Дальше Ира будет выбирать сама. Если ты, Олег, хотел широкой общественной дискуссии на тему: «Может ли дочь рассматривать член отца?», то ты ее уже получил. Ответ при этом однозначный и очевидный: не может. Можно было даже не затеваться. Если целью этой выставки было забрать ребенка, то Иру надо было предупредить о твоих таких целях. Дальше можно только путем закона идти. Если договариваться с ментами, — это подразнить и спрятаться. Предупреждать Лилю и Пашу о проблемах — странно. Нужно выделить ближайшую проблему, все разом решить не удастся. Я тебя понимаю только с одной точки зрения: готовы ли мы будем сдержать лавину, у которой есть все шансы свалиться нам на голову? Так вот на этот вопрос и надо ответить прежде всего и исходить из этого. Ну то есть, если есть цель локализовать пожар, я тебя, Олег, понимаю. Расставить все на места так, как надо с точки зрения истины, в такой ситуации уже, пожалуй, никому не под силу.
Ирина Попова. Из книги «Другая семья». 2013
Re: Привет!
От кого: Ирина Попова ***@gmail.com
Кому: Ольга Корсунова ***@fotodepartament.ru
Когда: 4 января, 2009 в 23:10
Привет, Ольга!
Спасибо за поддержку. Я и не собиралась «бросать» эту семью, наоборот, расправилась с делами и завтра собираюсь мчаться к вам в Питер. Насчет выставки — это правильная мысль: вешать, но не все. Я считаю, что не нужно вешать на подоконнике. Потому что с сигаретами – просто шутка, а подоконник — дело серьезное, к тому же выглядит опаснее, чем на самом деле: там сетка, а я, снимая, держала руку над девочкой, и что следующий кадр — с рукой матери, вытягивающей ее. И непременно нужно написать другой текст! В корне другой! И заявить там о том, что нельзя набрасываться на тех, кто просто оказался под носом благодаря выставке, и тем самым создавая иллюзию искоренения самой проблемы.
Ира
Ирина Попова. Из книги «Другая семья». 2013
Re: your mail
От кого: Ольга Корсунова ***@fotodepartament.ru
Кому: Ирина Попова ***@gmail.com
Когда: 8 ноября, 2010 в 01:30
Ира, это очень хорошо, что твоя история продолжает тебя держать, хотя жить с этим не очень просто. Не думаю, что все, снимаемое должно иметь такой продолжительный нерв, но, когда это случается, — это не просто удачная или громкая история, а уже запредельное что-то.
Все дело в твоей личной ответственности.
Конечно, это испытание гораздо более сложное и важное для тебя, а не для твоих героев. Для них тоже, но ты перешла черту и вернулась из этого зазеркалья.
Удачи.
PS. Ты шла снимать именно то, что получилось, или задумывала и ожидала другого?
Очень важен именно твой посыл до и после съемки.
Ольга