Главные институтки России

Юбилейная выставка Дмитрия Левицкого в Русском музее

275-летие Дмитрия Левицкого Государственный Русский музей отмечает выставкой "Смолянки". Заявленные в анонсах 100 экспонатов из собраний ГРМ, ГТГ, Эрмитажа, ГМЗ "Петергоф", Пушкинского дома, Кунсткамеры, Музея театрального и музыкального искусства и нескольких частных собраний не должны вас испугать: выставка компактная и чрезвычайно лаконичная. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА. 

Дмитрий Левицкий (1735-1822) — священная корова русского искусства. Вместе с Рокотовым и Боровиковским он составляет золотой фонд, которым при написании истории отечественного искусства принято было оправдывать бросающееся в глаза ученичество русского XVIII века. Пусть провинциальные по отношению к французским или немецким аналогам, но без скидок талантливые, изысканные, нежнейшие портреты великой троицы образуют устойчивый визуальный образ эпохи, символизируя переход от классицизма к романтизму, совершенный их отчизной в рекордные сроки. 


В этом ряду "Смолянки", без сомнения, центральный памятник. Семь портретов учениц основанного Екатериной Великой Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге (Смольный институт) были написаны между 1772 и 1776 годами. Несмотря на очевидные различия в композиции и художественной риторике портретов (это то одиночные, то парные изображения; то костюмированные, то в "бытовом" платье; то в интерьере, то на природе; то аллегорические, то "реалистичные"), они считаются единой серией и именно в этом качестве были размещены в императорской резиденции в Петергофе. 

"Смолянки" описаны десятки раз и являются едва ли не самым хорошо изученным памятником XVIII века. Рокайльная театральность и дух Просвещения, грядущий романтизм и глубочайший психологизм, парадность и простота, роскошь и умеренность — всего этого в живописной программе комплекса в избытке. Плюс еще страстные истории любви и смерти героинь и их всевозможных покровителей. Плюс аура закрытого учебного заведения. Плюс мифология оторванных от мира земного то ли благородных нимф, то ли истеричных и восторженных высокородных дев. 

Русский музей постарался коснуться всего вышеперечисленного: здесь и приметы раннего, самого почтенного периода истории Смольного института (портреты покровителей Смольного института, фрейлинский шифр, архивные страницы, тексты указов), и повествование о недавно завершившейся двухлетней кропотливой реставрации, которая раскрыла для нас неведомые прежде у сдержанного Левицкого раскаты цвета, и изобильный фоторепортаж о трудах и днях, рукоделиях и песнопениях, обедах и гуляньях смолянок последних выпусков. Последний раздел, правда, несколько смущает — все-таки известные свету наперечет "смолянки" Левицкого не чета выстроенным в длиннющие колонны благородным девицам рубежа ХХ века. Завершает выставку небольшой довесок в виде локальной презентации семи незнакомых публике портретов, возникших в списке признанных работ Левицкого за последнее десятилетие. Тут у знатоков возникнет множество вопросов, слабые фрагменты живописи и геральдические странности в некоторых находках сомнительны и не особо вооруженному глазу (в первую очередь в портрете Павла I из венской частной коллекции). Однако это и есть нормальная музейная работа, да и доброму имени Левицкого приписанный или, наоборот, получивший отказ в авторстве портрет никак не помешает. Собственно, "Смолянки" как раз об этом — они сами по себе способны стать событием и восславить своего автора и более чем через два века после их создания.

КИРА ДОЛИНИНА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе