Фотограф Виталий Вахрушев

Виталий Вахрушев — воспитанник легендарного педагога Рэма Юстинова, создателя народной любительской киностудии документального кино «Юность».
Виталий — ярославец, ему 44 года, он фотограф «не для себя». 

А началась его жизнь фотографа в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта, где преподавала электротехнику Нина Николаевна, жена Рэма Юстинова. Она и пригласила Виталия в фотоклуб, который в 80-х годах располагался в Доме культуры Ярославского электроремонтного завода. Не только в Союзе, но и за «железным занавесом» клуб славился успешным воспитанием творческой молодёжи. Клубный пузатый самовар и фирменные баранки создавали уют и домашнюю обстановку. Юстинов просто любил детей, с удовольствием возился с ними, сам был большим ребёнком с неиссякаемой фантазией.

Репортёр «Великой Эпохи» побеседовал с Виталием о его профессиональной жизни.


— Вы помните фильм «Людям большого сердца»? — спросил Виталий. — Если не помните, я напомню. Он про ярославцев. О том, как спасали смертельно обожжённого мальчика. Из сотен добровольцев врачи выбрали 60, среди доноров был и Юстинов, поэтому ему разрешили снимать в операционной.

— Вам повезло, Виталий, учиться у настоящего педагога, который кроме обучения фотомастерству умел передать нравственные ценности своим ученикам, научить их бескорыстию, разобраться, где хорошо, где плохо. Это большая редкость сейчас. Да и тогда он был большой редкостью.

— Нина Николаевна была такая же, как и её муж, большая редкость и очень позитивный человек, и тоже с детскими глазами. В 89-м, когда стали рушить киностудию из-за финансовой нерентабельности, Нина Николаевна не выдержала и умерла, Рэм Александрович попал в больницу с инсультом, но выкарабкался. Через пару лет вместе с друзьями волонтёрами превратил Знаменскую башню в киноцентр. Его не стало в ноябре 2012. Но он оставил мощный образовательный центр, он создал мини-телевидение. Он учил нас снимать людей с блеском в глазах. Ему было очень непросто сохранять доброту. Как-то раз он сказал мне: «Смотри, чего только люди не навыдумывали, чтоб друг друга убивать».

В 2006 году Виталий Вахрушев познакомится с ещё одним выдающимся человеком, Галиной Степановной Шпак, заведующей литературной частью Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова (Первого русского театра). Она познакомила Виталия с Сергеем Пускепалисом и Эдуардом Гизатуллиным, создателями спектакля «С любимыми не расставайтесь» по одноимённой пьесе Александра Володина. Работа над созданием декораций спектакля и оформлением зала началась с десяти фотографий, но в итоге на сцене и в зале были представлены 467 фотографий, что своего рода явилось рекордом.

Виталия приняли в штат театра. Он присутствовал на всех репетициях, что не могло не повлиять на стиль его будущих фотографий.

В 2011 году Виталий Вахрушев сделал выставку жанровой фотографии «Среди людей». Остросоциальную выставку «Город, которого нет» провести не удалось. Культурно-просветительный проект «Славянка» прошёл с успехом в 2013 году. Люди разных национальностей с разных уголков России надевали старинные славянские одеяния, велась постановочная съёмка, в процессе которой выяснялось, что каждая модель ассоциирует себя именно с укоренившейся русской культурой. Внешний образ в старинном костюме только обрамлял внутреннее переживание культурных корней.

Проект «Иной образ» — в работе. Герои съёмки — люди с диагнозом шизофрения, душевно иные. Презентация проекта прошла 12 октября этого года в Галерее живописи братьев Шихановых. Были представлены 11 портретных фотографий и 18 работ художников-аутсайдеров.

В марте 2013 года и в мае 2014 года были проведены две выставки женского портрета «Посвящение женщине», где модели стали соавторами и сопродюсерами.

— Мы ушли от стандартных залов, — рассказывает Виталий. — Первую выставку сделали в ресторане, вторую — в производственном цеху ткацкой фабрики. Мы оформили эту территорию под 60-е годы. Бросили клич, и ярославцы принесли всё, что могли: и доминошный столик, и гобелен с оленями, и салфетки, и фикус. Начертили мелом классики. Фуршет был тоже соответствующим: чёрный хлеб с нерафинированным маслом, конфеты «дунькина радость»… Девушки переоделись в буфетчиц 60-х. Получилась выставка-шоу — один день. Зрители — они же и участники.

— Мы задумали новый проект «Чистейшей прелести чистейший образец…» в библиотеке им. Пушкина города Ярославля. Проект посвящён женщинам, воспетым в стихах поэта.

— Вы действительно идёте по стопам своего выдающегося учителя — туда, где нужен, а не для себя. Ваше кредо?

— Мои учителя дали мне очень много. Я признателен, что на моём жизненном пути встретились такие люди. Я люблю людей, мне нравится их фотографировать, мне нравятся лица, жизнь, ситуации. Не пытаюсь коммерциализировать свою работу.
Автор
Великая Эпоха
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе