2 ноября 2010 ● АННА ТОЛСТОВА
"Les Utopies Mutantes" в Париже
В Париже в Passage de Retz открылась выставка "Les Utopies Mutantes" ("Мутирующие утопии") — плод сотрудничества Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ, ранее просто МДФ) и его главы Ольги Свибловой с галереей ПРОУН и ее куратором Мариной Лошак. Графика русских авангардистов круга Казимира Малевича выставлена вместе с "супрематическими" иллюстрациями к древнегреческим мифам Павла Пепперштейна. Из Парижа — АННА ТОЛСТОВА.
Глядя на картины из нового цикла Павла Пепперштейна "Suprematist Studies of the Greek Myths" ("Супрематический анализ греческих мифов"), название выставки "Les Utopies Mutantes" хочется перевести как "Утопии-мутанты". Во всяком случае боги и герои Древней Греции выглядят здесь расой монстров, получившейся в результате скрещения супрематических крестьян с галлюцинаторными персонажами "Мифогенной любви каст". Великий Пан предстает на фоне алого "красно-квадратного" неба и гряды Тайгета в виде большого зеленого круга-колобка на козлиных ножках, пронзенного белой прямой свирелью. Зевс зависает серым облачком над белой лужицей Данаи, орошая ее струйкой золотого дождя. А красный треугольник Орфея безуспешно бродит по снежному полю в поисках белого треугольника Эвридики, заточенного внутри "черно-квадратного" Аида. И шедевром серии кажется "Минотавр и его лабиринт", где быкоголовое чудище в барочной хламиде, которое изображено в фирменной пепперштейновской манере, унаследованной от отца, Виктора Пивоварова, с его живописно-графическим сюрреализмом, сидит в меланхолическом дюреровском размышлении подле "Черного квадрата", а нисходящий с небес красный эль-лисицкий клин осеняет его как иконного пророка. Вряд ли Казимир Малевич, вернувший живопись к платоновским абстракциям, удостоился бы лучшего портрета.