16 декабря 2009 ● Юлия Виноградова
Возрождение, или Все на своих местах
В октябре 2003 года из пейзажа ВДНХ исчезла ее привычная часть – огромная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Тогда скульптуру разобрали на 40 частей, отделив головы, кисти рук, огромные башмаки, выгребли из нее тонны птичьего помета, скопившиеся за 70 лет, и отвезли на реставрацию. Ранее ее латали уже не раз – сделанная из вроде бы нержавеющей хромоникелевой стали, она нещадно ржавела и выветривалась, но масштабная реставрация не проводилась даже в советскую эпоху, символом которой скульптура являлась. Теперь на ее полное обновление потребовалось шесть лет и около 3 млрд. руб. (по данным информагентств). Открытие откладывалось несколько лет в связи с нехваткой финансирования. Наконец 28 ноября скульптуру подняли на приготовленный для нее постамент, а 4 декабря состоялось ее торжественное открытие. СМИ сообщали, что власти планировали приурочить открытие памятника к 5 декабря – дню принятия сталинской Конституции 1936 года.
Дуэтом
В 1936 году СССР получил приглашение участвовать во Всемирной выставке в Париже со своим отдельным павильоном. Работали, как всегда, ударно – на все про все дали только несколько месяцев. Прославленный к тому времени архитектор Борис Иофан придумал павильон-трамплин и идею монумента – советских юношу и девушку. Силуэт павильона должен был динамично нарастать на протяжении 160 м, выделенных СССР французами на берегу Сены, а кульминация приходилась на скульптурную группу, расположенную на высоте 34,5 м. Проект скульптуры в результате закрытого конкурса достался Вере Мухиной.