Девочка, прижимающая к груди плюшевого мишку, бойкий толстощекий мальчуган с клюшкой наперевес, мальчик с барабаном и девочка в костюме снежинки и пакетом елочных шаров в руках…
Смотришь на них и сразу вспоминаешь собственное детство — друзей, дотемна катающихся с ледяной горы или гоняющих шайбу на залитом папой во дворе катке. Сложно поверить, но сделаны эти малыши из самого простого материала — ваты и не не полвека назад, а совсем недавно. Их «мама» — ярославна Дарья Серова.
Мастер-ювелир
Дарья Серова родилась в Ростове Великом, училась на ювелира в Костроме, затем работала по специальности в селе Красное-на-Волге. В начале 2000-х переехала в Ярославль. Здесь-то и началось увлечение ватной игрушкой.
— Однажды меня пригласили заниматься с детьми рукоделием, — вспоминает Даша. — Набралось две группы по 35 человек. Чего мы только ни делали! Первый год работала на энтузиазме, а на второй — мастер-классы начали повторяться, и захотелось чего-то новенького. Стала всех спрашивать, чем еще можно занять детей, и одна женщина рассказала, как когда-то она со своей бабушкой делала ватные игрушки на елку, что называется, на коленке. Мы решили попробовать, и у нас получилось. Это показалось мне интересным, и целый год вместе с детьми мы делали из ваты разнообразные грибочки. Использовали подручные материалы: манку, чайную заварку для тонирования. Меня это «зацепило». Мастер-классы вести перестала, но увлечение осталось со мной.
В то время мастериц, создающих ватные игрушки, можно было по пальцам пересчитать. Дарья училась самостоятельно, методом проб и ошибок, раз за разом переделывая игрушки, разглаживая поверхность материала, подбирая пропорции клейстера. Очень помогало в этом деле серьезное художественное образование и владение ювелирными техниками и инструментами.
Из семейного альбома
С каждым годом умелиц, работающих с ватой, становится все больше, но у каждой из них и свой стиль, и свои образы. Одним нравится изготавливать фигурки животных, другие увлечены цирковой тематикой, кто-то делает барышень начала ХХ столетия, а Даше по душе пришлись мальчишки и девчонки из пионерского детства 80-х. Натренировавшись на представителях царства грибов, она решила перейти к более сложным игрушкам и достала семейный фотоальбом.
— Начала смотреть черно-белые детские фотографии, вспоминала, во что мы играли, в чем ходили, — рассказывает Дарья Серова. – Все пропорции ватных фигурок, как и модели шапок, шубок взяла оттуда. Сделала фигурки девочек, потом решила взяться за мальчиков. Тут помогли фотографии брата и его друзей. Поначалу фигурки получались довольно смешными, но постепенно я «набила руку».
Пуговки, кнопочки, косички
Процесс создания елочных игрушек из ваты практически не отличается от того, каким он был почти век назад — прост и сложен одновременно. Сначала делается проволочный каркас, затем слой за слоем – вата. Она укрепляется клейстером и просушивается. Игрушка раскрашивается, личики малышей изготавливаются из полимерной глины или других материалов для лепки. Со стороны кажется, что все очень примитивно, на самом же деле это сложная, кропотливая работа. Простенькую фигурку можно сделать за пару дней, над более сложными мастерица трудится неделю и больше. Дарья любит создавать образы при помощи мелких деталей, что-то пришивает, что-то приклеивает. Костюм снежинки у девочки оторочен крохотной мишурой, из нее же сделана корона: прямо как в детстве мама шила к новогоднему утреннику! Перо клюшки у мальчишки-хоккеиста перемотано изолентой, чтобы по нему не скользила шайба; девочка-санитарка держит в руках бинт; у мальчика, отправившегося вешать скворечник, – крохотный молоточек; решето у девочки — с самой настоящей сеточкой, сделанной с ювелирным мастерством.
— Люблю «закапываться» в работу, — улыбается Дарья. – Делать мельчайшие детали: косички, пуговки, кнопочки. Использую для них картон и мулине, бисер, бусинки и зубочистки, где-то примечаю и отрезаю даже мелкие кусочки тряпочек – все, «что не приколочено». Могу даже какую-нибудь не очень нужную рубашку достать из шкафа и расстричь.
На узкой полочке
Вся Дашина ребятня невелика росточком, все фигурки около 12 сантиметров высотой, каждая из них легко помещается на ладошке. Сейчас Дарья Серова делает сразу по несколько одинаковых фигурок, но раскрашивает их по-разному, к каждой может добавить разные мелкие детали, рисует разные личики. Одних одаривает веснушчатыми носиками, других – пронзительно-голубыми глазами, третьих – задумчивой, задорной или даже немного хитроватой улыбкой. Благодаря этому игрушки выглядят невероятно реалистично. Обычно одна из них «выстреливает» — нравится мастерице больше других. Ее она оставляет в своей коллекции, другие игрушки находят себе новых хозяев.
— Это как допинг, — признается мастерица. – Мне каждый раз надо найти «свою» игрушку, у которой может быть особенный взгляд или улыбка, особенный поворот головы, и от этого получаю невероятное удовлетворение. Но почему-то елку этими игрушками не наряжаю, расставляю их на узенькой полочке, экспозицию периодически меняю: они дарят мне вдохновение для следующих работ. ■