Босх, Дюрер, Рембрандт и другие

В Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки проходит демонстрация «Шедевров акварели и графики австрийских, английских, германских, голландских и других западноевропейских художников XV–XX веков» из коллекции А. Г. Егорова, который недавно представил в его стенах работы живописцев из Италии, Франции и Испании.


В экспозиции 207 работ, относящихся к разным видам, жанрам и направлениям изобразительного искусства Австрии, Англии, Германии, Голландии и других европейских стран. От эпохи Северного Возрождения до модерна. Среди них немало настоящих шедевров. Например, гравюры немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера: «Тайная вечеря», серия «Малые страсти на меди» («Взятие под стражу», «Иисус перед Каиафой», «Иисус перед Пилатом», «Возложение тернового венца», «Ecce Homo», «Несение креста», «Иисус на кресте», «Оплакивание», «Положение во гроб», «Воскресение»), «Поклонение волхвов» (лист из серии «Жизнь Марии»); «Скорбящий и высмеивающий его солдат». Или работы испытавшего его влияние нидерландского живописца и гравёра Лукаса ван Лейдена: «Христос, несущий крест» (из серии «Страсти Христовы»), «Святая Екатерина», «Возложение тернового венца». Или офорты Харменса ван Рейна Рембрандта: «Абрахам Францен. Аптекарь», «Портрет Яна Антонидиса ван дер Линдена», «Смерть Богородицы», «Портрет Яна Корнелиса Сильвия, пастор». Или картина «Язык цветов» чешско-моравского живописца, одного из наиболее известных представителей стиля «ар нуво» Альфонса Мухи. Или «Портрет девушки» основоположника модерна в австрийской живописи Густава Климта.

https://i.yapx.ru/DdRFnl.jpg

Есть совершенно уникальные картины. В России находятся две работы англичанина Томаса Гейнсборо. Написанная в конце 1770-х — начале 1780-х годов, в период наивысшего расцвета мастерства живописца, «Дама в голубом» хранится в Государственном Эрмитаже. А другая, более ранняя, портрет его жены Маргарет, в девичестве Бёр, входит в собрание московского коллекционера…

Северное Возрождение, пробуждение и развитие которого было связано с ростом городов, развитием мануфактур и торговли, — это прежде всего Нидерланды. Именно здесь, на территории современной Бельгии и Голландии, «возгорелся» самый яркий после Италии очаг европейского искусства.

В экспозиции — великие. Иероним Босх — «Семья шутов», Питер Брейгель Старший — «Алхимик», «Благоразумие» из серии «Семь добродетелей» и «Притча о мудрых и глупых девах».


Голландцы занимают немалую часть выставочного пространства. К концу XVI века принадлежат работы художника-маньериста Хендрика Гольциуса — «Зависть» (из серии «Семь смертных грехов») и «Мадонна с Младенцем, Святой Екатериной и Святым Себастьяном». Почти из того же времени «Анжелика и Медор» живописца и графика Абрахама Блумарта.

Жизнеутверждающим чувственным восприятием мира отличаются композиции фламандца Якоба Йорданса, что подтверждает его гравюра «“Король пьёт”. Празднование Дня благословения». Неподалёку — «Портрет госпожи Шейд» Корнелиса Янсенса ван Цеулена. «Пунктиром, в «карандашной манере» на бумаге запечатлел «Игроков» Дирк ван Бабюрен.

Впечатляющ офорт «Искушение Христа дьяволом. Сюжет со старцем» Криспина ван де Пассе Старшего.

https://i.postimg.cc/0QggjQTj/130-IMG-20190224-171649.jpg
 «Искушение Христа дьяволом. Сюжет со старцем» 

Самый талантливый ученик Питера Пауэла Рубенса, но по темпераменту сильно отличающийся от своего учителя Антонис ван Дейк представлен картиной «Триумф Силена».

У Тенирса Давида Младшего — «Рисунок молодого человека в шляпе» и «Фламандский праздник». У Адриана ван Остаде — «Сидящий человек с трубкой» и «Завтрак». У художника-портретиста Якова Фердинанда Вута — «Портрет молодого священника». «Голова Христа» — так называется работа Вита де Якоба. Великолепен акварельный «Натюрморт с цветами и фруктами в нише с гнездом птицы» Вайбранда Хендрикса. Как и «Вид на угол улицы в Амстердаме с разговаривающими женщинами» пейзажиста из северных Нидерландов Исаака Оуватера. Или «Молодая крестьянская пара, отдыхающая на берегу пруда с животными» Питера Герардуса ван Оса.

https://i.postimg.cc/yY6HYndg/172-IMG-20190224-172651.jpg
«Фламандский праздник»

Кто присутствует из немецких художников Северного Возрождения? Такие мастера живописных и графических портретов, как Лукас Кранах Старший — «Портрет герцогини Сивиллы Клевской», «Портрет курфюста Иоганна Эрнста Саксонского», «Портрет электора Саксонии Иоганна Фридриха I», Ганс Гольбейн Младший  — «Сэр Генри Говард, герцог Суррей», Ханс Бальдунг — «Святой Мартин верхом на лошади и нищий».


«Портрет курфюста Иоганна Эрнста Саксонского»

Из начала XVIII века «Пастушок» Рооса Филиппа Петера, прозванного Роза да Тиволи. Его родной город — Франкфурт-на-Майне. Учился живописи у своего отца — художника Йоханна Хендрика Рооса. Когда ему было немногим больше двадцати, переехал в Рим, где работал до конца своих дней. Поэтому его произведения причисляют к римской школе. Тем не менее в них очевидно влияние немецкого и голландского искусства. В конец того же века написаны две акварели художника-силуэтиста Иоганна Фридриха Антинга — «Портрет трирского архиепископа (ранее — «Мужской портрет») и «Портрет вдовствующей датской королевы» (ранее — «Портрет дамы»).

https://i.postimg.cc/ZYcGg3cT/195-IMG-20190224-172919.jpg
«Портрет вдовствующей датской королевы» 

Кроме знаменитого своими изысканными портретами и идиллическими ландшафтами Гейнсборо Англию, изобразительное искусство которой особенно бурно стало развиваться в XVIII веке, представляет Уильям Хогарт — графические сатирические жанровые сценки «Разгневанный музыкант» и «Замученный поэт». А также мастер романтического пейзажа Уильям Тёрнер — акварели «Вид на сторожку у ворот Рай-Хауса, Хёртфордшир» и «Вид на поместье Хэмптон Корт, Хиарфордшир» и офорт «Вавилон».

https://i.postimg.cc/9f1Xk6r1/079-IMG-20190224-170427.jpg
«Разгневанный музыкант»

Интерес вызывают произведения и таких известных художников середины ХIХ–ХХ веков, как пейзажист Александр Калам (Швейцария), экспрессионист Оскар Кокошка (Австрия), новатор поп-арта Энди Уорхол (США).

Заслуживает внимания раздел, включающий собрание «россики» — произведений западноевропейских художников, оказавшихся в определённый период своей жизни в России и вдохновлявшихся её культурой. Например, родившегося в Праге и окончившего свои дни в Лейпциге Георга Эмануэля Опица — «Русские катания с ледяных гор» (1810-е–1820-е) и «Казачьи офицеры в Париже» (вторая половина 1810-х–1820-е). Из представителей Германии и Антон фон Тайх — «Штурм Малахова кургана» (1855) и «Портрет Императора Александра II» (1856); Теодор Горшельт — цветные литографии «Вечерняя казачья песня» (1856) и «Казачий дозор. Тревога» (1856); Вильгельм Амандус Беер (Бер) — «На горке близ Алексина (Отъезд С. А. Барышникова в Дорогобуш и оттуда за границу). Осиновая роща» (1868) и «Хлеб да соль (1874).

История оживает на акварельных видах Московского Кремля, выполненных немецким архитектором Людвигом Филиппом Тишбейном около 1800 года, и акварели «Ялта» (1890) англичанина Тристама Джеймса Эллиса.


К традиционным «персоналиям» относятся гравюра «Царь Михаил Фёдорович, Великий князь Московский в возрасте 42 лет» (1656) немецкого учёного Адама Олеариуса, гравюра по картине «Великая княгиня Александра Павловна» (1799) австрийского живописца, одного из самых любимых портретистов венской знати, приезжавшего в 1793 году в Санкт-Петербург, Йозефа Крейцингера. И конечно, прекрасный портрет работы английского художника при императорском дворе дома Романовых Джорджа Доу — «Граф И. О. Витте» (1823).


«Вечерняя казачья песня»

Особое место в этом разделе занимают 55 листов из серии «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских» (1803–1804) английского художника-акварелиста Джона Огастеса Аткинсона, длительное время работавшего в столице Российской империи при дворе императрицы Екатерины II, а затем и её сына Павла I. Объединённая в несколько тетрадей, эта серия, способствуя популяризации России за рубежом, не однажды переиздавалась. Уже по названиям этих акварелей, «разыгранных в лицах», можно узнать о повседневной жизни глубинки того времени: «Венчание» и «Крещение», «Охтинские молочницы» и «Русские священники», «Финляндский нищий» и «Митрополит», «Жена купца» и «Стоящий купец», «Баба или старуха» и «Крестьянка с ребёнком», «Гусары», «Черкес-дворянин», «Казаки» и «Казацкие танцы», «Татарский лагерь», «Татары ловят лошадей» и «Башкиры», «Голубятся» и «Сельские развлечения», «Качели», «Прыжки на доске» и «Борьба», «Возок» и «Сани для путешествий», «Финляндские телеги» и «Зимняя кибитка», «Дрожки», «Будочники», «Зимние перевозки», «Прогулочные баржи», «Мчащийся экипаж», «Правительственная барка», «Матросы», «Рыболовецкие парусники на Ладоге» и «Галиоты», «Рыбацкие барки» и «Зимняя рыбалка», «Барки с дровами» и «Барки с углём», «Сортировка и сушка конопли», «Черпание воды и отполаскивание белья»…


«Крещение»

Генеральным партнером выставки выступила ПАО «Северсталь». Заместитель главного директора по коммуникациям и взаимодействию с органами государственной власти компании «Северсталь» Алексей Егоров начал заниматься коллекционированием предметов искусства в 1998 году. Сегодня он владеет одной из крупнейших в России коллекций акварели и графики XVI — середины XX веков, а также бронзовой скульптуры. Автор и соавтор целого ряда изданий, в том числе монографий, по изобразительному искусству. Его собрания акварели, графики и скульптуры экспонировались в Государственном Историческом Музее, Государственной Третьяковской галерее, Рыбинском музейном объединении. Первый совместный выставочный проект Егорова со Школой акварели Сергея Андрияки — «Акварель и графика из собрания А. Г. Егорова. Русские и западноевропейские художники ХVI — середины ХХ веков» — состоялся десять лет назад.


Успех нынешней выставки очевиден как среди почитателей европейского искусства, так и юных художников Школы акварели, для которых работы старых мастеров — пример высокого уровня искусства. И без сомнения, он будет сопутствовать ей до завершения в последний день марта.

Автор
Елена КОНСТАНТИНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе