21 декабря 2010 ● Валентин Дьяконов
В арт-центре "Винзавод" 17 декабря открывается выставка "И подо льдом течет вода", на которой впервые за много лет российский зритель сможет увидеть современное искусство Северной Кореи. Корреспондент "Власти" Валентин Дьяконов оценил эстетический ущерб от этого мероприятия и поговорил с его куратором, искусствоведом Анной Зайцевой.
Желание привезти корейских художников в Россию возникло у директора "Винзавода" Софьи Троценко во время поездки в Пхеньян. Выставку оплачивает частное лицо, пожелавшее остаться неизвестным. Основой экспозиции на "Винзаводе" станут работы в традиционной технике цветной туши, но покажут и другие плоды ежедневных бдений членов государственного объединения "Мансудэ", крупнейшего поставщика визуальной пропаганды в Северной Корее.
Впервые мир увидел искусство одной из самых закрытых стран мира в Вене на выставке "Цветы для Ким Ир Сена", устроенной в музее современного искусства МАК в начале 2010 года. Инициатива одного из самых известных в мире кураторов, директора МАК Петера Ноевера вызвала большой интерес публики и скепсис экспертного сообщества. Критики говорили, что момент выбран неудачно: знакомиться с искусством страны, лидера которой Ким Чен Ира уже чуть ли не записывают в "преступники против человечества", с точки зрения международных отношений неэтично. Возможно, правильного времени для Северной Кореи не будет никогда. Выставка "И подо льдом течет вода" открывается на фоне неослабевающего интереса СМИ к ноябрьскому инциденту на южнокорейском острове Енпхендо, обстрелянном северокорейскими вооруженными силами. Правда, в России отношение к бывшему собрату по социализму намного мягче, чем в Европе.