Зажгли

Новый год в арт-мире начался с аутодафе

Подводя итоги прошлого года, «НГ-антракт» вынес на первое место «художников в борьбе» – группу «Война» и Ай Вэйвэя. И видимо, не ошибся, потому что и год нынешний начался с новостей, касающихся как группы, так и китайского диссидента.


Из Китая пришли неплохие новости: китайские власти согласились пересмотреть налоговые претензии к Ай Вэйвэю. В начале ноября 2011 года его оштрафовали на 2,4 млн. долл., обвинив в неуплате налогов компании Fake Cultural Development Ltd, которая была основана художником, но зарегистрирована на имя его жены Лу Цин. Сам художник, которого преследуют на родине за критическое отношение к власти, сравнил тогда свою историю с голливудским кино – его избивали, арестовывали, разрушили дом, наконец обвинили в налоговых невыплатах. Несмотря на то что решение по этому делу, которое будет принято только через два месяца, может быть совсем не таким, как хотелось бы самому художнику и его адвокату, тем не менее, кажется, лед тронулся. А это значит, что многочисленные художественные и иные акции, проходившие по всему миру на протяжении года в поддержку художника, были не напрасны.


Видимо, была не напрасна и поддержка арт-группе «Война». В их отношении было закрыто дело по поводу их акции «Дворцовый переворот». Участники художественной группировки Олег Воротников и Леонид Николаев были освобождены от уголовной ответственности в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. И не преминули продолжить свою «творческую» деятельность.

«Война» открыла год (точно в новогоднюю ночь) очередной акцией. Название у акции замысловатое, тройное – «Менто-Ауто-Дафе», «Ё..ный Прометей» или «П..дец Черной Маруси». А вот содержание незатейливое и, как всегда, незаконное – активисты подожгли полицейский автозак. Идеолог движения Алексей Плуцер-Сарно назвал рассказ об акции в своем блоге «непридуманной историей о том, как группа «Война» зашла погреться к полицаям и мусорам-оборотням и устроила им аутодафе с погребальным костром для тюремного мусора-автозака».


Посвятила акцию «Война» политзаключенным, в ряды которых попали и Сергей Удальцов, и Сергей Махнаткин, и герой прошлого Владимир Буковский, и Сергей Магнитский, и даже давно ушедшие Гинсбург, Синявский, Галансков, Даниэль. «И такой костерок должен полыхать в честь каждого политического заключенного за каждый проведенный им в застенках день», – написали активисты в своем обращении. Была в этом списке и Таисия Осипова, которую накануне Нового года приговорили к 10 годам колонии. Был в нем и Филипп Костенко – изначально именно ему арт-группа собиралась преподнести такой праздничный «подарок». Неудивительно, что акцию поддержали 60% участников телефонного опроса, проведенного радио «Эхо Москвы». А Костенко отпустили из спецприемника через пять дней после акции.

По факту акции, которую официальным языком описали как «возгорание автомобиля «Урал» на территории 71-го отдела полиции», возбуждено уголовное дело по статье 213 (хулиганство) УК РФ. К материалу приобщены все упоминания об этом возгорании в Интернете. Сотрудники полиции обратились через портал Фонтанка.ру к участникам акции. Они предлагают активистам прийти в дежурную часть Петроградского УМВД и «изложить свою художественную точку зрения». Полицейские, в свою очередь, обязуются передать результаты этих бесед в полном объеме журналистам. Все это грозит активистам еще одним делом. Любопытно, что опрос, проведенный сообществом «За честные выборы» в социальной сети Facebook, показал, что на митинги оппозиции 4 февраля часть респондентов хотела бы видеть помимо популярных Шевчука, Навального, Явлинского и др. и Олега Воротникова. Который после новой акции, наверное, снова отправится в петербургское подполье, несмотря на то что «Прометеем», вероятно, был Леонид Николаев.


Но все-таки наиболее важным здесь кажется не этот социально-политический аспект, а аспект художественный. Группа назвала свою акцию «сверххудожественной». Кто-то уже начал всерьез опровергать и осуждать отношение группы к искусству (например, крайне критично выступил недавно поэт Валерий Панфилов). Многие считают поступок группы банальным хулиганством. Не убеждает противников, например, то, что «Война» станет одним из кураторов VII Берлинской биеннале современного искусства наряду с польским художником Артуром Жмиевски и Иоанной Варшой, занимавшейся проектами для Варшавского музея современного искусства и Центра Помпиду. Полученная в прошлом году «Инновация» также не слишком впечатлила тех, кто считает, что к искусству «Война» никакого отношения не имеет. Зато в СМИ уже появилось мнение о том, что это отчасти повлияло на судьбу министра культуры Александра Авдеева, который сообщил, что покинет свой пост. Помимо возраста (ему 65) и смены правительства среди других причин ухода СМИ предположительно называют участие министра во вручении «Войне» «Инновации». Тогда представитель Общественной палаты Ольга Костина заявила, что за этот шаг министра Авдеева нужно снять с работы и отправить в питерский ОМОН. Надо добавить, что Авдеев вступался и за других представителей арт-мира, конфликтовавших с государством, например, высказывался против реальных сроков в отношении кураторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова.

В стремлении группы причислить себя к арт-миру видится провокация и насмешка над самим арт-миром. Над тем, что сегодня искусство утратило какие бы то ни было ценностные, формальные или иные категории. Актуальное искусство, разумеется, то, которое должно идти на полшага впереди общества. Само уничтожило критерии оценки себя же, фактически низвело себя до нуля. Кажется, что группа «Война» сегодня отчасти выступает в той роли, какую взял на себя в начале прошлого века «Черный квадрат» Малевича, окончательно выведя искусство из мира эстетики. Их акция по большому счету – акт инквизиции не только по отношению к власти, чиновникам, режиму и всем остальным политическим категориям, но и по отношению к современному искусству в целом.


Так проходила акция арт-группы "Война". Хулиганство или искусство?


Совсем недавно на форуме, посвященном арт-критике и проводившемся в Петербурге Фондом Кончаловского Максим Кантор убедительно говорил о том, что последние 20 лет после смены исторической парадигмы искусство уступила все, что касается жизни, государству. Когда-то передовое искусство – то, что мы называем авангардом, – родилось как желание реальных дел, реальных социальных реформ. Сегодня искусство – результат длительного бессилия и безволия. Оно заранее лишило себя ответственности что-то произвести, потеряло свой гуманистический язык и так и не смогло сформулировать свою общечеловеческую задачу. Художник сегодня оперирует высказыванием, за которым ничего не стоит. И если исходить из подобного представления, то деятельность арт-группы «Война» гораздо большее отношение имеет к искусству, чем чья бы то ни было еще. И вопрос отношения к эстетике и формулирования эстетики как таковой – новой ли, старой ли – это следующий вопрос, который искусству сегодняшнего дня еще предстоит решить.

Юлия Виноградова


Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе