За качество спросят строго

За некачественную услугу, оказанную муниципальным учреждением гражданину, не только строго спросят с его руководства, но и само учреждение накажут рублем.

Программа реформирования муниципальных финансов, которая стартовала в Ярославле в 2008 году, помимо внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (см. «Городские новости» №21 от 16 марта), предполагала также разработку и утверждение стандартов качества муниципальных услуг в различных сферах. Но для начала необходимо было сформировать сам реестр услуг, которые муниципальные учреждения города оказывают гражданам. 

В настоящий момент данный реестр насчитывает помимо услуг, предоставляемых органами городского самоуправления, еще 31 услугу, оказываемую населению за счет средств городского бюджета муниципальными учреждениями города. Число на первый взгляд довольно скромное, но в действительности речь идет о самом широком диапазоне услуг в самых разных отраслях: сюда входят здравоохранение, образование, культура, молодежная политика… Но самым главным является то, что отныне для каждого вида услуг, обозначенного в реестре, прописаны и утверждены стандарты качества.

Зачем это сделано? В первую очередь для того, чтобы потребитель, а все мы относимся к этой категории, мог проверить, насколько качественно и в полном ли объеме ему оказана та или иная услуга. Ведь согласно существующему закону о защите прав потребителей нести ответственность за качество муниципальной услуги, к примеру, в сфере дошкольного образования или здравоохранения, должны руководители и сотрудники тех учреждений, где граждане их получают. Зная это, граждане уже могут без труда оценить, насколько в том же детском саду или больнице эффективно используются выделенные на их деятельность бюджетные средства. Согласитесь, если большая часть пациентов, пролечившись в стационаре, выписывается оттуда без видимого улучшения состояния здоровья, то вряд ли услуги по оказанию им медпомощи можно назвать качественными.

Точно так же и с детскими садами. Все родители, которые водят туда своих детей, заинтересованы не только в том, чтобы их чада были вкусно накормлены, они хотят быть уверены, что дошкольное учреждение сделает все, чтобы хорошо подготовить своих воспитанников к школе. А сделать это могут только квалифицированные педагоги, владеющие передовыми методиками и программами дошкольного образования и воспитания.
К школе предъявляются уже другие требования. Но неизменно одно: услуги, которые оказывают образовательные учреждения, должны соответствовать стандарту качества. И если по итогам проверки знаний учащихся в одной из школ обнаруживается, что большинство ее учеников не выдержали испытаний и получили неудовлетворительные оценки, если результаты сдачи единого госэкзамена выпускниками данного учебного заведения ниже среднего уровня, то вопрос, зачем финансировать деятельность такой школы, встанет сам собой.

Россия далеко не первая страна в мире, где соблюдение стандартов качества напрямую увязывается с объемом бюджетного финансирования.
Например, в английском городе Эксетере деятельность учреждений здравоохранения, претендующих на бюджетное финансирование, оценивается по целому ряду показателей. Учитывается, сколько времени приходится ждать пациенту, которому необходима специализированная медпомощь (например операция), насколько соблюдается чистота в больницах, каков уровень смертности, а также как часто больные обращаются повторно к тому или иному специалисту медицинского учреждения. В случае если пациент недоволен качеством проведенного лечения, он может обратиться в специализированное агентство по вопросам безопасности. А как будут обстоять дела в Ярославле?

У нас рассмотрением подобных жалоб также занимаются должностные лица. Первая инстанция, куда стоит обратиться, если качество услуги вас не удовлетворило, – это руководитель того учреждения, где вы получили муниципальную услугу. Если вам не удалось найти общего языка, можно идти к руководителю ведомственного департамента. Именно в его функции входит обеспечение контроля за уровнем предоставленной муниципальной услуги. Он обязан принять надлежащие меры к виновным должностным лицам, не соблюдающим утвержденный стандарт качества. При этом если нарушения следуют одно за другим и никаких мер для устранения выявленных недостатков администрация учреждения не принимает, к его руководителю могут быть применены меры дисциплинарного и административного воздействия.

Соблюдение установленных показателей качества при реализации выполнения муниципального задания – это требование Бюджетного кодекса РФ. Стандарты качества как количественные показатели оказания услуг, утвержденные депутатами муниципалитета при принятии бюджета, – это своеобразный регулятор обоснованности финансового обеспечения выполнения муниципального задания для того или иного учреждения. Если вышеуказанные требования не соблюдаются, договор может быть досрочно расторгнут, а финансирование прекращено. Отныне из городской казны в полном объеме будут финансировать только качественно предоставленные услуги.
У наших читателей может возникнуть вопрос: где получить информацию об оказываемых услугах и требованиях стандартов? С перечнем услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а также с утвержденными стандартами качества можно ознакомиться на информационных стендах, размещенных в больницах, детских дошкольных учреждениях или в учреждениях культуры. Консультации по данному вопросу вам дадут по телефонам и специалисты департаментов и учреждений. С полным же перечнем можно ознакомиться на сайте: http://gosuslugi.yarregion.ru.
Реестр муниципальных услуг города Ярославля и утвержденные стандарты качества муниципальных услуг в форме муниципальных правовых актов размещены на официальном сайте департамента финансов мэрии Ярославля в разделе «Итоги реформирования муниципальных финансов города Ярославля». Электронный адрес департамента: http://depfin.cityyar.ru.

Людмила ДИСКОВА

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе